На этот раз в Музее частных коллекций показана масштабная экспозиция данного периода, представляющая расцвет графического сюрреализма в формате книги художника: 400 графических работ из коллекций Георгия Генса и Бориса Фридмана. Имена в списке говорят за себя. Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Джорджо де Кирико, Макс Эрнст, Хуан Миро, Ханс Арп, Ив Танги и другие, вдохновляясь работами Гийома Аполлинера, Луи Арагона, Жоржа Батая, Льюиса Кэрролла, Джакомо Казановы и других литераторов, создавали циклы работ в техниках офорта, литографии, ксилографии, акватинты. Здесь было важно все – выбор красок и бумаги, оригинальной техники, форма подачи, но самое главное, рисунок должен вступать в диалог с текстом.
Сальвадор Дали сказал: «Сюрреализм – это настоящая революция и в жизни, и в нравственности», но позже разошелся с группой Бретона из-за политических разногласий. Тем не менее его работы, созданные на ниве livre d`artiste, стали классикой формата. Одна из лучших работ на выставке – цикл Дали в технике офорта по поэме графа Лотреамона «Песни Мальдорора», произведению ключевому для сюрреалистов. Именно она считалась источником идеи автоматического письма. Это был первый большой графический цикл художника, и, что примечательно, – в этих иллюстрациях сложилась будущая система его метафизических образов – роковая Гала, взбешенная геометрия плоскостей, деформированные части тел, вездесущие рогульки-подпорки. Не менее, а может, и более интересны работы из цикла литографий Дали, сделанные по «Истории моей жизни» Казановы, где можно видеть дегустацию птички и женщину, обнимающую огромный рог носорога, – где правит бал метафизика, сдобренная изощренной чувственностью и психоанализом по Фрейду. Иного Дали, романтичного, фантасмагоричного мы видим в цветных гелиогравюрах к сказке Кэрролла «Алиса в Стране чудес».
Полностью читать на сайте газеты Трибуна
Выставка, сама по себе, хорошая, но именно в этой галерее я поняла, что сюрреализм - это не моё. Так что решать вам, идти или нет. По крайней мере, цена билета не кусается и вы проведете время с пользой.
Выставка отличная! Скорее всего увидите то, чего раньше никогда не видели! Сюрреалистические гравюры – это удивительно! Алиса в стране чудес в исполнении Дали – прекрасна!
Прекрасная выставка! Вся от начала до конца. Тут нет претензий ни к выбору произведений, ни к оформлению экспозиции. С самого первого зала погружаешься в атмосферу красоты линии и листа бумаги.
Книга художника, созданная гениальными мастерами искусства - небольшое хулиганство. Книга в которой изображение не просто больше чем текста, а изображение становится важнее текста, оно не дополняет, не иллюстрирует, оно создаёт атмосферу, передаёт эмоции. Книга визуализирована до предела, текст зачастую играет роль подписи, а иногда и вообще перестаёт существовать. А вот выставка при этом обязательна к прочтению. К сожалению некоторые посетители проходят сквозь зале, лишь бросая взгляды на стены, изображения остаются им непонятно, а тем временем у каждой книги есть аннотация, нужно читать, что за книга, когда, как, при каких обстоятельствах она была создана. Тот кто прочитывает о книге Макса Эрнста уже не отходит от неё, пытаясь разгадать как это можно было сделать, кто не читает смотрит лишь пару иллюстраций.
И сама выставка сделана отлично. Радует информация о художниках и книгах, её достаточно. Витрины, стеклянные рамы, подписи, шрифты, всё лаконично, чётко, нейтральный цвет стен, каждая деталь работает на атмосферу и даёт возможность наслаждаться искусством.
Эта выставка не первая, за последние несколько лет в Москве прошло несколько выставок Книги художника, все они выдержаны в одном графичном стиле.
И бесконечно радует отсутствие очередей в Музей личных коллекций.