В 70-е Люперц был в первых рядах возродившегося немецкого экспрессионизма — в группе живописцев, прозванной критиками Neue Wilde, «Новые дикие». В конце 80-х, на волне признания вчерашних пачкунов и бездарей живыми классиками современности, был избран ректором и двадцать лет проруководил Дюссельдорфской академией художеств, что само по себе достижение, а особенно если вспомнить, как Люперца в свое время выперли из этой академии после первого же семестра: его профессора едва не стошнило, когда студент решил показать учителю свою живопись. Да, Люперц любит сильные эффекты. Не в последнюю очередь потому и обратился в последние годы к скульптуре: во-первых, она более выразительна, чем застрявшая в двух измерениях живопись; во-вторых, за скульптуру хорошо платят федеральные и муниципальные власти, а заказы потом выгодно маячат на фоне самых презентабельных мест.
Работы Маркуса Люперца расположены в новом выставочном пространстве Эрмитажа – на третьем этаже Главного штаба, который является сейчас примером редкой в Петербурге удачной реконструкции. В старое реставрированное здание гармонично вписаны новые архитектурные элементы, соответствующие его современной функции. В больших и малых залах со стеклянными перекрытиями свободно и естественно расположились скульптуры и картины немецкого художника.
Наиболее выразительны и экспрессивны скульптуры и эскизы, в которых ощущается спонтанность творческих импульсов. В Титане чувствуется концентрированная сила и мощь, хрупкий Гений трогательно защищает свободу в виде голубя в руках. Эффектно раскрашенная голова Герцогини, возразившей «ты многого не знаешь», вызывает иронию. В лице Красавицы ощущается демоническая власть. В больших бронзовых скульптурах Улисса и Геракла чувствуется одновременно и напряжение энергии древних героев и неприкаянность людей. Скульптуры частично раскрашены, и, кажется, что цветные ставни окон отражаются на них, благодаря этому все пространство зала начинает оживать.
Произведения искусства интересны, когда они, так или иначе, отражаются в сознании. Некоторые художественные образы, созданные Люперцом, вызывают непосредственный внутренний отклик, другие – умозрительные ассоциации. Атеист существует в мире автономно, живет собственной большой головой. У дифирамбических персон нет лиц, в их мире важен имидж, а не индивидуальность. Призраки кошек-женщин появляются и исчезают в одной из картин. Вариации на тему натуры со спины вызывают совершенно неожиданные ассоциации со спектаклем «Король Лир» в МДТ. Идиллия в двух композициях представляется светом в конце туннеля. Мимо цветущих каштанов невозможно пройти, не обратив на них внимание. «Сколько каштанов упало на землю!» - хочется сказать о картине, в которой деревья одновременно и цветут и плодоносят.
Диалог с Маркусом Люперцом состоялся.