Художник Илья Гапонов родом из Кузбасса, и тема жизни и умирания индустриальных городов в его творчестве появляется регулярно. Для выставки «Терриконовая пустынь» он взял за основу пейзажи шахтерской земли, некогда флагмана советской угольной индустрии, а сейчас — едва сводящей концы с концами выжженной и разочарованной земли. Террикон — это гора отработанной породы, остающаяся после того, как все полезное из нее вынули. Гапонов берет деревянные доски и на них изображает эти самые терриконы, а также тяжелую технику, нефтяные вышки, угольные карьеры. Доски подвергаются разнообразным мучениям: Гапонов покрывает их резными узорами, обжигает, пропитывает смолой, а после этого выставляет в торжественном, почти иконном порядке. Здесь проект обретает свое второе, религиозное измерение. Доски — несомненно наследницы икон, а изображенная на них постиндустриальная пустыня — не пустыня, а пустынь: не пустота, где конец всему и ржавеют останки былого величия, а место испытаний, которые проходит взыскующий рая.
Фотография, Инсталляция |