Центр фотографии братьев Люмьер не перестает удивлять. Еще не успела закончиться выставка самой загадочной "фотолюбительницы" XX века, - Вивьен Майер - как на суд широкой публики были представлены порядка сотни снимков другого "любителя" - Гисберта Ханекроота. Голландский фотограф-самоучка, превратившийся за годы своего творчества в настоящего гуру рок-фотографии, продемонстрировал москвичам лучшие работы разных лет.
В качестве эксклюзива на выставке - серия "винтажных" отпечатков, сделанных самим Гисбертом. Нельзя сказать, что экспозиция поразит искушенного зрителя чем-то необычайно редким (все-таки музыкальные и не только журналы продолжают с завидным постоянством перепечатывать фото мастера), однако вряд ли в ближайшее время москвичи и гости столицы смогут получить столь полное впечатление о творчестве Ханекроота.
Филигранный узнаваемый стиль голландца невооруженным взглядом виден в каждом снимке, будь на нем изображены уютные Джон Леннон и Йоко Оно или оторва из Rolling Stones - Кит Ричардс, "заливающий горе" в компании собственного маленького сына. Несколько фото Изможденного Белого Герцога, как Гисберт называет Дэвида Боуи, молодой Элтон Джон и группа The Who - все они вроде бы такие, какими мы их знаем. "Вроде бы" потому, что всему, что Ханекроот видел и фиксировал дано Особое Измерение - Измерение Большого Художника. Убедиться в этом самому можно только на выставке
Наконец до Москвы докатилась персональная выставка Гисберта Ханекроота, ранее колесившая только по Нидерландам.
В Большом зале Центра фотографии представлены около сотни работ, 20 из которых - уникальные винтажные отпечатки, сделанные 40 лет назад самим фотографом. Гисберт создал свою персональую иконографию рок-звезд, очень душевную: за 10 лет занятий концертной фотографией, он не пропустил, кажется, ни одной гастроли рок-звезд у себя на Родине и в соседних странах. Так по крайней мере кажется, когда гуляешь по выставке.
Со снимков прямо на тебя смотрят Мик Джаггер, Джон Леннон, Кит Ричардс и мноогие другие. Каково это было, танцевать в первом ряду под песни юного Майкла Джексона и о чем болтали за кулисами Леннон и Йоко Оно, можно было спросить у Гисберта лично: фотограф присутствовал на открытии выставки и проводил лекцию для всех желающих.
Было бы интересно поглядеть на нынешних музыкантов в объективе Ханекроота, но, как признается сам фотограф, он уже давно отошел от рок-фотографии и интересуется исключительно архитектурой и социальной фотографией. Что ж, вполне достойное продолжение.
Хотелось бы бурно восхищаться, восклицая "О да, какие потрясающие фотографии", но, к сожалению, не получилось. Выставка неплохая, но кроме фото Джона Леннона с Йоко Оно, действительно удачного, живого, ничего не удивило, скорей наоборот - любимых и с детства знакомых исполнителей наблюдать с перекошенными лицами на концерте или в абсолютно статичных позах, глядя на которые, любой впадет в уныние, - опечалило. Возможно, надо было бы восхититься техникой фотографий, но как человеку простому мне это не главное. С другой стороны, обычный человек смотрит на картину, не углубляясь в то, как её писали, смотрит фильм, не думая, как его снимали. В конце концов, разве сюжет не важен?
Выставка хорошая. я бы постарался повесить под каждым фото наушники, чтобы слышно было каждого исполнителя. Запоминается фото "зависшего" с сигаретой Кита Ричардса, Джерри Ли Льюиса и неизвестной девушки, с очень красивым лицом. Чувствуется атмосфера тех лет, когда все (и зрители, и артисты) получали удовольствие от выступлений, а не старались запечатлить их (выступления) на фото-видео, чтобы запостить в И-нэт.