Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
8.5

Выставка
Виллем II и Анна Павловна. Королевская роскошь нидерландского двора

История одной коллекции живописи, переплетенная с одной историей королевской семьи
  • Виллем II и Анна Павловна. Королевская роскошь нидерландского двора – афиша
  • Виллем II и Анна Павловна. Королевская роскошь нидерландского двора – афиша
  • Виллем II и Анна Павловна. Королевская роскошь нидерланд�ского двора – афиша
  • Виллем II и Анна Павловна. Королевская роскошь нидерландского двора – афиша
  • Виллем II и Анна Павловна. Королевская роскошь нидерландского двора – афиша
Декоративно-прикладная, Историческая, Живопись

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Анна Матвеева
80 отзывов, 0 оценок, рейтинг 135
4 октября 2013
История одной коллекции живописи, переплетенная с одной историей королевской семьи

Младшую дочь Павла I и Марии Федоровны, великую княжну Анну Павловну, выдали замуж за наследника голландского престола Виллема II, чтобы скрепить матримониальными узами победу под Ватерлоо. Ознакомившись с собранием картин тестя и тещи, принц Виллем сам увлекся коллекционированием и тоже собрал великолепную коллекцию. Позже тринадцать картин оттуда оказались в Эрмитаже, еще часть — в королевском собрании Нидерландов в Гааге, а остальные, пущенные с молотка, попали в музеи Франции, Нидерландов и Люксембурга. И вот Эрмитаж снова собрал их вместе.
На выставке сплелись две истории: с одной стороны, судьба коллекции принца (а в ней — первостатейные Ван Эйк, Гверчино, Веласкес, Ян Стен и многие другие старые мастера), а с другой — история Анны и Виллема, которая здесь подробно воссоздана. Жизнь русского и нидерландского королевских дворов, их взаимоотношения, церемонии, мундиры, платья аристократок, мебель, зеркала, церковная утварь — выставка воссоздает эпоху, и коллекционирование живописных шедевров для этой эпохи такая же органичная часть, как балы и сражения.

1
0

Отзывы

9
Клара Хивен
29 отзывов, 35 оценок, рейтинг 49
6 декабря 2013

Шла я на шедевры Альбертины, но они как-то совсем не впечатлили. А эта выставка очень понравилась.
Казалось бы - простая и понятная канва: личные вещи плюс коллекция произведений искусства. Но сделано всё как-то... По-домашнему, что ли... И это при том, что главные действующие лица - не просто люди-человеки, а всё-таки монаршая чета.
Очень тёплая выставка в суете, надменности и высокомерии этого мира. Ходишь, ходишь, а всё хочется ходить и ходить...

2
0
9
Елена Самукова
250 отзывов, 572 оценки, рейтинг 329
9 декабря 2013

Прекрасная выставка, организованная с огромным мастерством сотрудниками Эрмитажа, умеющими с безупречным вкусом заполнить пространство залов произведениями искусства. Картины, гравюры, рисунки, представляющие своеобразную летопись жизни Виллема II и Анны Павловны, расположены среди предметов, окружавших эту королевскую чету. Проведя в Гербовом и Пикетном залах несколько часов, постепенно погружаешься в атмосферу их жизни.
В начале Гербового зала расположены парадные портреты Анны Павловны и Виллема II, семейные портреты, портреты их родителей и братьев – Виллема I, его супруги и кузины Вильгельмины Прусской, Павла I, Марии Федоровны, Николая I и Александра I. В зале много экспонатов, посвященных участию Виллема Оранского в битве при Ватерлоо, где он командовал нидерландскими войсками: живописные картины, гравюры, медали, жетоны, модель скульптуры льва на холме Ватерлоо из королевского собрания в Гааге. Среди них картина, изображающая сражение при Ньюпорте в 1600 году, явившимся одним из ключевых событий в борьбе за независимость Нидерландов от испанской монархии, которую возглавили герцоги Оранские.
В отдельной витрине находится брачный договор, скрепленный большой печатью. Здесь же среди украшений и табакерок – малахитовая шкатулка с видами Петербурга и сверкающая бриллиантами и изумрудами, украшенная императорской короной солонка, преподнесенная Павлу I московским купечеством.
Из предметов мебели выделяются огромное туалетное зеркало в стиле ампир работы Гамбса, принадлежавшее Анне Павловне, парадная кровать и кресло Виллема II, стулья, кресла, комоды, столы с накладками, выполненными в технике «буль». В этой технике изготовлялись, как правило, парные предметы. Две пластины из золоченого металла и черепахи складывали вместе и разрезали, затем детали вставляли друг в друга. В парных канделябрах, изготовленных во Франции, причудливо соединились подставки в стиле «буль», китайские вазы из фарфора и светильники в виде золоченых металлических цветов.
Сквозь королевскую репрезентативность иногда просвечивает что-то совсем другое – увлечения, способности, таланты этих людей. Может быть, одно из самых сильных впечатлений на этой выставке произвела на меня копия картины Мурильо «Иоанн Креститель с Агнцем Божьим», очень профессионально выполненная Анной Павловной черным мелом на бумаге. Вероятно, художественные способности достались ей по наследству от Марии Федоровны, которая любила рисовать и заниматься резьбой по камню. Увлечение Виллема II коллекционированием живописи старых и современных мастеров стало одной из причин финансовых трудностей королевского двора.
На экспозиции представлен макет Готического зала, построенного для размещения в нем части королевской коллекции живописи. В этом здании проходили церковные службы, проводились концерты, где звучала органная музыка. Виллем II покупал картины не только старых мастеров, но и современных ему голландских художников. Интересно было увидеть на выставке морские и сельские пейзажи, выполненные в XVIII-XIX веках, очень напоминающие картины «малых голландцев» по стилю и сюжетам, только большие по формату. «Малые голландцы» представлены на выставке работой Яна Стена «Бобовый король». Этот сюжет хорошо знаком по эрмитажной картине Якоба Йорданса. Праздник Бобового короля отмечался в Нидерландах с большим размахом. Правительница Фландрии Изабелла, портрет которой, выполненный в мастерской Рубенса, экспонируется в Гербовом зале, вынуждена была издать специальный вердикт, ограничивающий продолжительность праздника и число его участников, которые могли собираться вместе. Смех обладает удивительной способностью существовать вне времени и пространства. Веселье художника и его персонажей вечно живое. Картина как будто написана не триста лет назад, а создается здесь и сейчас.
Лувр предоставил для выставки триптих известного нидерландского художника XV века Ханса Мемлинга «Отдых на пути в Египет со св. Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной». Библейские персонажи изображены на фоне пейзажа, конкретного и в то же время идеального, в котором соединились священные и бытовые мотивы, что отражало пантеистический характер религиозности нидерландцев того времени. Триптих кажется технически несовершенным на фоне виртуозного мастерства художников последующих эпох. Но сколько в нем утонченной, чистой, притягательной гармонии, почти утраченной искусством Нового времени!
Из 13 картин, которые Николай I купил при распродаже коллекции Виллема II, на выставке можно увидеть: «Портрет старика» Гирландайо, «Портрет Филиппа IV» Веласкеса, «Портрет Козимо I Медичи» Бронзино, «Мученичество св. Екатерины» Гверчино, «Марию во славе» Яна Провоста, «Св. Иосифа с младенцем» Гвидо Рени, а также «Флору» Франческо Мельци. Это произведение ученика Леонардо находилось в рабочем кабинете Виллема II, изображенном на картине одного из нидерландских художников.
И еще на выставке много других интересных живописных работ, рисунков, гравюр, предметов декоративно-прикладного искусства: коронационный мундир Виллема II, придворное парадное платье, столовые и чайные сервизы, вазы с морскими видами, изготовленные на Петербургском фарфором заводе и подаренные Виллему I Николаем I, малахитовый крест, принадлежавший Анне Павловне, и т.д.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все