Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.9

Выставка
Шедевры Тициана из музеев Италии

Гастроли ренессансного гиганта

Доживший до необыкновенно глубокой старости, Тициан, которого канонически изображают как длиннобородого старца в бархатном берете, проделал внушительный путь от вполне конвенциональных возрожденческих полотен с ясными и самоуверенными (как и положено нормальному ренессансному жителю процветающей Венеции) персонажами до глубокого, темного и загадочного старческого стиля — в котором современный человек выхватывает взглядом ценности уже не ренессансные, а экспрессионистские. Некоторое количество картин гиганта венецианского Возрождения прибудет из разных музеев Италии, но главными хитами выставки станут не поздние (странноватые), а зрелые, полнокровно-ренессансные полотна — «Флора» из Уффици и «Даная» из Неаполя.

  • Шедевры Тициана из музеев Италии – афиша
  • Шедевры Тициана из музеев Италии – афиша
Живопись

Как вам выставка?

Отзывы

9
_Shunia_
42 отзыва, 66 оценок, рейтинг 97
20 июля 2013

Из представленных на выставке 11 работ Тициана - 6 видела на местах их обычного обитания в Италии. Но, конечно, при первой же возможности - в Пушкинский - и как и следовало ожидать - выставка отличная и по построению и по оформлению - спасибо музею! Выставка состоит из трех разделов - портреты - 4, мифы - 3 и религиозные сюжеты - 4 картины. От соседства друг с другом, от освещения, от фона стен и залов Пушкинского создается особенное впечатление от уже виденных ранее работ и восторг и благодарность к организаторам от впервые увиденных картин. Чудесные портреты ( я вошла на выставку со стороны портретов), переглядывающиеся между собой три кавалера и одна Красавица, а дальше золотая Даная, светящаяся Флора и прекрасная Венера с компанией ( непонятно, какая краше, и глаз не отвести и в в памяти музеи Уффицы, Каподимонте и Боргезе), а потом - полный восторг и потрясение - Благовещение, Мадонна с младенцем, Крещение и Распятие - и круг замкнулся. (Благовещение и Распятие впервые покинули Италию для нас с вами). Тут чудеса продолжаются - в Благовещении все в движении и сиянии - летящие волосы Гавриила, летящее покрывало Марии , сияющие, светящиеся и летящие голубь и ангелы ( в Венеции в Сан-Сальвадоре и освещение, и соседство, и впечатление - другие). В Крещении, висячем напротив Распятия - огромные хищные птицы, терзающие жертву, предсказывают будущие страдания. И Распятие - удивительное цветовое решение - Христос на фоне облачного неба написан теми же облачно-небесными красками в той же гамме как принадлежность к другому небесному миру, земные же фигуры в ином земном цветовом решении. Аудио гид периодически вызывал некоторое изумления, давая иногда комментарии, прямо противоположные написанным на стенах пояснительным текстам. Кстати, небольшие таблички у картин - на итальянском, а для тех, кто еще не выручил с Д.Петровым итальянский - русский текст на самих стенах рядом с работами. Отличного просмотра!

14
0
5
Vladislavs
77 отзывов, 743 оценки, рейтинг 261
19 июля 2013

Я бы не стал называть эту экспозицию выставкой.
11 картин из разных музеев Италии (подсчитали уже что 8 городов 10 музеев) увидеть одновременно это чудесно, только имя автора не может быть объединяющим фактором при подготовке и реализации выставки. В ней должен быть какой то смысл.
Тут никакого смысла, кроме как привезти 11 Тицианов и показать их, нет. Это еще может прокатить для Третьяковской галереи, музейщики которой живут в доисторические времена, только для Пушкинского просто непростительно. Понятно, что сложно было привозить, но привозить надо не для демонстрации факта, а играться в нескольких плоскостях смысла, чувства и эмоций, не забывая про образовательные и просвятительские функции.
Ну и если выбирать из всех представленных Тицианов, то это Благовещение (потрясающее для 16 века) - получилась бы прекрасная выставка одной картины, формат, который музей практикует. И не надо больше огороды городить.
Так что минус два балла за халтуру.

9
0
9
Георгий
708 отзывов, 2495 оценок, рейтинг 2304
24 августа 2013
Одухотворенный академизм

С некоторым предвкушением делая шаг навстречу прекрасному я, возвышенно настроенный, даже выдохнул перед тем, как попасть в первое выставочное помещение, в котором находятся всего лишь несколько картин того, что является наилучшим и наиболее правильным олицетворением высокого итальянского возрождения - того, что так трогательно заставляет замолчать, стыдливо задуматься о величественном и почувствовать себя вне временных рамок и ограничивающих сознание стереотипов. Этот десяток собранных в разных городах прекрасной Италии работ позволит создать некоторое впечатление о классическом портрете и религиозных переживаниях изображенных на полотнах моделей: смело направляющие взгляд прямо на тебя первые и стыдливо смотрящие в сторону вторые всенепременно заставят размышлять о том, что именно такой и должна быть она - настоящая живопись: экстатической, обращающей взгляд к небесам и позволяющей восторгаться прекрасным.

7
0
9
Таня Гусарова
39 отзывов, 41 оценка, рейтинг 76
7 августа 2013

Несомненно, главное событие нынешнего выставочного сезона – Тициан в Пушкинском. Идти туда обязательно, даже если:
- нет времени,
- нет денег,
- нет особой тяги к изобразительному искусству,
- живёте за тыщу вёрст от Москвы.

Потому что Тициан. И потому что нынешнее собрание (11 картин из 8 разных галерей и соборов Италии) вы увидите в этой жизни в первый и последний раз.

Во-первых, для этого нужно обойти все эти галереи а во-вторых, с внезапным уходом Ирины Антоновой и назначением на пост директора ГМИИП человека, не имеющего музейного опыта, не обладающего таким, как у Ирины Александровны, масштабным мышлением и, главное, мировым авторитетом, стоит ли ожидать подобных выставок в дальнейшем!
В тициановский зал я входила с трепетом (честное слово – мурашки по коже). Мало того, что предстоит встреча с титаном, так еще и замираешь перед входом в зал: в дверном проёме - темнота, лишь картины светлыми пятнами. Ощущение, будто нырнёшь сейчас в пещеру с сокровищами.

Впечатлениями делиться – дело неблагодарное, ибо к совершеннейшим творениям неприменимо понятие «понравилось-не понравилось». Это как солнце, оно есть – и всё тут! Поэтому просто перечислю, что увидите.

Несколько мужских портретов. Долго не задерживаюсь. Поскорее – к «Данае», «Флоре» и «Венере», их по репродукциям к учебникам истории легко вспомнят даже те, кто совсем далёк от изобразительного искусства.
«Даная»» - это «обнажённая, которая подошлёт дьявола к самому кардиналу…».
Про картину уже ходит свеженький анекдот. Пришёл на выставку папа с маленьким сыном. Подошли к «Данае». Ребёнок спрашивает:
- А почему она голая?
Отец, не моргнув глазом:
- Так жарко ведь!

Напротив Флоры - «Венера, завязывающая глаза Амуру».

Однако, судя по записям в «Книге отзывов», первенство всё-таки у «Флоры», молодой, цветущей женщины с распущенными волосами тициановского цвета (оттенка янтарного мёда) - своего рода знака красоты.
Роскошная женщина, глаз не оторвать... Эти плечи… Эта атласная кожа…Этот поворот головы… Эти плавные складки платья… Эти руки…
В правой - букетик. Как следует из пояснений к картинам (написаны на стене крупным-крупным шрифтом, видны издалека, что исключает толкотню у полотен), это шиповник, фиалки и жасмин. Сразу вспомнился гениально сыгранный Ричардом Гиром фрагмент фильма «Окончательный анализ». Слушая лекцию о значении, по Фрейду, увиденных во сне цветов (тюльпаны, гвоздики и т.д.), герой понимает, как жёстоко обманут он любимой женщиной). Интересно, как бы Фрейд истолковал толковал букет «Флоры»!

В следующем зале небольшие картины «Мадонна с младенцем», «Крещение».

Даже при столь небольшом количестве работ экспозиция позволяет нам проследить путь художника от ранних спокойных, поэтичных работ к вершинам его искусства, полотнам, полным драматизма: «Благовещение» и «Распятие», в которых каждая деталь сама по себе целая философия.
Эти судорожно сжатые пальцы Мадонны у креста, на котором – любимый сын. Не заламывание рук, не полные слёз глаза, обращенные к небесам. Пальцы – в замок!
В «Благовещении» (см. иллюстрацию к эссе) не привычный нам смиренный образ Девы Марии в момент, когда архангел Гавриил сообщил ей благую весть, а совершенно по-иному прочитанный Мастером. Что творится в душе этой совсем ещё девочки! А этот жест, которым она вскинула прозрачное покрывало! Мы будто только-только стали свидетелями таинственного момента. Вот он, знаменитый тициановский динамизм. И цвета, использованные художником, необычны для изображения знакомого всем евангельского сюжета.

По словам одного из знаменитых современников художника, Тициан «соединил величие и мощь Микеланджело, приятность и красоту Рафаэля и колорит самой природы». Не удивительно, что, походив по другим залам, возвращаешься в тициановский снова и снова.

Впечатление усиливается в условиях тёмного зала, концентрируешься только на картине, остальное уходит в тень, ты один на один с шедевром.
Но, Боже, какие страсти разгорелись в «Книге отзывов» по поводу освещения! Некоторые посетители негодуют: мало света, мешают блики… Возмущённые граждане обвиняют устроителей в некомпетентности, даже апеллируют к офтальмологам! А вот и они (окулисты ведь тоже ходят в музеи), на соседней страничке, призывают недовольных прийти к ним на ул. Россолимо (там располагается знаменитая глазная клиника в Москве).

И, конечно, любителей прекрасного тревожит уход И.А. Антоновой, которая сама – наше национальное достояние. Какие нежные слова благодарности нашли гости музея для этой великой женщины! «Дорогая», «родная» - эти слова пишут незнакомые лично с Ириной Александровной люди.

А мужчины выразились скупо, по-мужски:
- Дембельский аккорд И. Антоновой вышел на славу!

Рекомендация:
лучше всего идти на выставку в субботу-воскресенье до 11 утра, позднее - очередь-змея на несколько часов.
После работы идти не советую, кассы до 18.00, но одного часа на осмотр не хватит, рассчитывайте часа на 2-3 (это вместе в прерафаэлитами).
В четверг - кассы до 20.00

В музее есть дни бесплатного посещения:
8 и 25 августа, 12 и 29 сентября - для студентов-очников, 11 августа и 8 сентября - для лиц до 18 лет.

7
0
9
Elena I
19 отзывов, 50 оценок, рейтинг 23
9 июля 2013

Хорошо, но мало:-)
Порадовал маленький мальчик, который, обозревая обнаженную Данаю, строго спросил у отца - " а чегой-то она так валяется?!"
Надо отдать должное его отцу-он, не моргнув глазом, быстро ответил: " Так жарко же"
:-)

7
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все