«В комнатах» — так назывался в XIX веке жанр, когда художники-любители из дворян писали интерьеры своих обжитых кабинетов и гостиных. Сюжеты акварелей и офортов советского графика-шестидесятника Иллариона Голицына, который не был уже ни дворянином, ни любителем, и рисованием зарабатывал себе на жизнь, тоже по большей части разворачиваются в интерьерах уютных комнат — с той только разницей, что за их окнами уже совсем другой мир. Человек у Голицына не существует вне стен, семейного гнезда, где все — его личное. Даже если Голицын рисует ворону на ветке, то ворона у него увидена из комнаты, в которой все — свое: книги, рисунки, семья за столом и предки в рамах над столом. Эти самые предки в рамах — частый мотив в голицынских рисунках — особый и, в общем-то, почти скандальный элемент аристократического эскапизма советского художника с не слишком удобным помпезным дворянским именем, который от непосильной для понимания эпохи бежал в уютное и безопасное пространство графического листа.
Живопись, Графика |