Четыре, возможно, самых гуманистических образа евангелистов в западном искусстве принадлежат кисти Франcа Халса, знаменитого нидерландского живописца XVII века, который вообще-то почти не писал религиозные образы, специализируясь на заказных портретах жителей родного Гарлема. Кроме Марка, которого привезли в Пушкинский из лондонского собрания, существуют еще Матфей, Лука и Иоанн, с которыми Марк был разлучен в XIX веке: все четверо находились в российских императорских собраниях, но затем рассеялись и след их пропал, пока двое (Матфей и Лука) не обнаружились в Одессе. Там они хранятся до сих пор, и не так давно приезжали в Пушкинский, но с Марком не пересеклись. У этих кротких, «мужицких» образов — не соответствующая их внутренней тишине приключенческая судьба (Луку похищали прямо из Пушкинского в 1965-м, чему посвящен советский детективный фильм). Вообще-то похожи все четверо друг на друга как близнецы, но именно у Марка особенно выразительные грубые, сухие и добрые руки.
Живопись |