Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.4

Выставка
Мариус Бауэр. Голландский ориенталист снова в России

Восточные впечатления просвещенного голландца

Голландский ориенталист Мариус Бауэр путешествовал по Востоку примерно тогда же, когда и наш Василий Верещагин, — под конец XIX века, прошедшего под знаком снисходительного любопытства к многообразию мировых культур. В академической манере Бауэр фиксировал все самое экзотичное, пряное, вычурное. Правда, в отличие от Верещагина он никаких ужасов и варварства на Востоке не замечал — его взгляд был скорее колониальным: он был гостем из морской державы, подпавшим под очарование Востока, и ему не было дела до страданий тех чудесных стран, которые он посещал. К этим странам относилась и Россия: Бауэр в качестве репортера-рисовальщика присутствовал на коронации Николая Второго.

  • Мариус Бауэр. Голландский ориенталист снова в России – афиша
  • Мариус Бауэр. Голландский ориенталист снова в России – афиша
  • Мариус Бауэр. Голландский ориенталист снова в России – афиша
  • Мариус Бауэр. Голландский ориенталист снова в России – афиша
  • Мариус Бауэр. Голландский ориенталист снова в России – афиша
Живопись, Графика

Как вам выставка?

Отзывы

9
olivia nim
4 отзыва, 173 оценки, рейтинг 5
25 августа 2013

В рамках Года Нидерландов в России: мрачный голландский ориенталист Мариус Бауэр - великий путешественник, в чьих акварелях и офортах со сценами из жизни Танжера, Бали, Иерусалима, Джайпура, Каира, Дели организаторы выставки обязательно рекомендуют рассмотреть влияние Рембрандта, великого мастера светотени. Для наглядности музей достал из запасников несколько офортов самого Рембрандта. Как говорится, сравните игру света у двух мастеров и попробуйте понять, вдохновлялся Бауэр или ровным счетом ничего общего, кроме того, что оба голландцы.
А вот как всё началось. В гаагской студии он познакомился с Филиппе Зилкеном (Philip Zilcken), который одним из первых голландских художников заинтересовался Востоком и побывавший уже к тому времени в Алжире, поспособствовал, чтобы первую поездку Бауэра профинансировал арт дилер Висселинг (E.J. van Wisseling), то есть к своим 21 годам Бауэр уже смог зарекомендовать себя как подающий надежды рисовальщик. И вот в 21 год он сел на корабль и отправился в далекое путешествие. В конце 1888 приплыл в Стамбул и сразу влюбился в этот глрод. Влюбился навсегда, да так, что с тех пор, очарованный, рисовал только Восток. Во время путешествия все свои впечатления он подробно документировал (осталось много его дневников и карандашных набросков в блокнотах), а после возвращения, под впечатлением от увиденного занялся серией небольших офортов. С тех пор он мгновенно сделался восхищенным живописцем Востока - все его акварели, гравюры, они на грани реальности и восточной сказки, такая у него обостренная экзотичность, всё в сладостной дымке... Конечно, мир за сто лет изменился, но всё такое... каким мы уже и не видели на Востоке...
К вопросу о мрачности. Бауэр входил в британское движение "Еtching Revival" ("Возрождение гравюры"), работы которых выставлялись в Голландском гравюрном клубе Nederlandsche Etsclub где и состоял Бауэр, именно поэтому на выставке нам показали больше графики, нежели сочной живописи, которая конечно больше просится к сценам восточной жизни. Но и при явной скудности цвета, все его работы очень колоритные, все эти заклинатели змей, курильщики опиума, похоронная церемония на Ганге, интерьеры мечетей, базар в Константинополе, коронация Николая II... Очень живо передает атмосферу.
Кстати про коронацию. Вот вам задачка. Известный факт, что Бауэр присутствовал на коронации Николая II в качестве корреспондента популярной голландской газеты, для которой и отправлял свои зарисовки. Все они очень величественные, изображают торжественную процессию во главе с царем на фоне Успенского собора. Но вот интересно, есть еще одна гравюра, составляющая полный контраст со всеми его остальными работами, спокойными и умиротворенными, исполненными нежного утреннего света и неги. Совсем другой взгляд на происходящее, неофициальный, так сказать. Это карикатура, которая кажется довольно наглядно показывает его отношение к царскому правлению в России. Этакая аллегория: на ясном небе в лучах солнца проходит коронация, живет своей неземной жизнью Николай II, духовенство и приближенные, а внизу - среди вечных снегов Сибири, холода и страданий куда-то гонят вереницу крестьян. Может в том и сарказм, что гонят на коронацию. Эх, жаль, что у нас есть Сибирь. Всегда с нами место, которого надо бояться. Рисунок этот, спорного содержания, надо сказать, художник сделал до того, как посетил официальную церемонию. Наверное это было не для прессы. Очень уж резко.
Выставка Мариуса Бауэра - это прекрасная возможность посмотреть на Восток под новым углом. Как неспешный наблюдатель красоты и спокойствия. А потом плавно переместиться в мои любимые залы китайского и японского искусства с произведениями периода династии Цин и прочей красотой. А после - продолжить экскурсию в соседней галерее "Шон", где всё продается, и выбор шире, и качество лучше, и та же Япония и Китай, и shibayama в изобилии, и музейного качества, и с экспертизой музея востока, а в самом музее востока - ее нет, ну, мы не нашли...

1
0
9
Яна М
22 отзыва, 39 оценок, рейтинг 24
8 сентября 2013

Ориентализм - тенденция, проявляющаяся в данном случае в живописи Бауэра, главной особенностью которой является проявление восточного мировоззрения в той или иной форме.
Впечатление непередаваемо. Детали, линии, акценты - тень и свет. Все очень точно, очень красиво и очень "восточно". Черно-белые работы карандашом понравились больше, чем красками, но вообще выставка в целом - великолепна!

Моя оценка - 5 баллов

0
0
7
dema
9 отзывов, 42 оценки, рейтинг 10
3 сентября 2013

Хорошая выставка , интересные работы . Особенно понравился сам музей, тут и Тибет и вся Азия , достаточно много Рериха, очень интересные экспонаты , не уступают Пушкинскому музею. Планирую сходить еще не раз.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все