Ключевые слова для содержания этой выставки — «коллекция Василия Григорьевича Дружинина» — оказались не вынесены даже в заголовок. Тем не менее прежде всего на выставке — коллекция Дружинина. А рисованный лубок в этой коллекции, может, просто самая оригинальная часть — странного происхождения вариант публичной картинки, что изготавливается раз за разом по образцу, только в этом варианте всякий раз вручную, не на печатном танке — потому что откуда у староверов печатные станки? Своего рода плакат или постер — увещевающий, информирующий: вот как выглядят враги веры, никониане, а вот так выглядим рядом с ними — должны выглядеть — мы; вот правила, с которыми надо постоянно сообразовываться в повседневной жизни; вот герои, спасители веры, учредители беспоповского общежития в междуречье Выга и Лексы… Дружинин — ученый-историк, интересовавшийся разными изводами «древлего благочестия», библиофил и коллекционер, — водил личное знакомство со многими влиятельными старообрядцами. (Так, нечаянно, к нему и попал автограф «Жития протопопа Аввакума»; автограф Аввакума! Теперь вообразите уровень, качество этого собрания.) Наследнику уральских промышленников, некогда владельцу особняка на Сергиевской, — при советской власти Василию Григорьевичу доставалось, конечно, крепко. Вскоре после начала избиения Академии наук в 1929–1931 годах Дружинин был сослан (его удалось спасти от замазывания в более опасных преступлениях) и умер вскоре после возвращения в Ленинград из ссылки. Коллекция частью была передана разным научным учреждениям, частью разорена (в университетских библиотеках США теперь множество единиц хранения с экслибрисом «Из библиотеки В.Г.Дружинина»). В Музей истории религии дружининское собрание поморских икон, лубков, резных крестов попало без описи. И сейчас показывают его, едва упомянув имя собирателя.