Обычно антропологические фотопортреты жителей африканских стран делают заезжие белые фотографы — это и есть тот самый колонизаторский «взгляд белого человека», который так много критиковали в последние десятилетия ХХ века. Но Сейду Кейта, фотограф-самоучка из африканской республики Мали (бывшая французская колония), — это как раз случай исключительный, поскольку речь идет о местном фотографе. Сейду Кейта портретировал своих сограждан в фотоателье на фоне узорчатых ситцев, на мопеде или с радиолой в качестве неизменного реквизита начиная с конца сороковых годов.
Фотография |
Выставка фотографий Сейду Кейты, "официального фотографа республики Мали", открытого для европейской публики в 1990х годах искусствоведом Андре Манином, занимает целый этаж Мультимедиа Арт Музея, что в первый момент может показаться неоправданным: действительно, все фотографии черно-белые, примерно одноформатные, сделаны в одной и той же студии, каждая - просто портрет очередного малийца, зачем так много?
Но проходишь пару стен - и становится по-настоящему интересно. Для этих людей середины XX века сделать фотографию было событием уникальным: вряд ли у кого-то из них было много собственных портретов, n`est-ce pas? Малийцы старались одеться, причесаться, встать именно так, как хотели бы, чтобы их запомнили потом, когда глаза потухнут и кожа потускнеет. Поражает к тому же количество групповых снимков - сильна же община в бывшей французской колонии!
Кроме того, чрезвычайно забавно наблюдать за тем, как с модели на модель - с молоденькой африканочки и на пожилого полного господина - кочуют одни и те же часы, и как вообще любит часы Кейта - они присутствуют а 70% кадров. Радует глаз мотоцикл Vespa, который седлают то бодрые девицы в явно цветастых юбках, то строгие, ооочень деловые юноши в пиджаках. Или иногда рисуемые женщинами вторые брови - что-то просто эстетическое или религиозное? Разные головные уборы у девушек и замужних дам. Национальные наряды - пестрые настолько, что рябят и на черно-белых снимках. Невероятно оптимистичная фотография очень толстого довольного мужчины с таким же толстым и довольным ребенком на руках. Или иногда читаемое на лицах мальчиков нетерпение - скорее бы уж обратно гонять мяч. Все это - на переднем плане перед куском то ли ткани, то ли ковра, играющим в "студии" фотографа роль фона.
В общем, есть чему улыбнуться и о чем поразмышлять на выставке Сейду Кейта =)
Любителю красочных образов африканских стран, выразительных лиц, цветастой одежды и аутентичного характерного быта посвящается...
Выставка очень самобытных фотографий. Интересные лица, необычные одеяния чернокожих людей. Без претензий на гламур, глянец и иные искусственные явления нашего мира.
Приятно смотреть, есть время задуматься и просто поизучать то, что видишь.
Очень рекомендую!
Очень интересная и познавательная выставка. Через череду портретов проникаешь в мир автора и его героев, и понимаешь, что, несмотря на различие в эпохе, одежде и цвете кожи, у людей такие же радости и печали, такие же заботы и успехи. Очень позитивные впечатления!