Хотя для новиковского круга эти десять лет после его смерти были десятью годами сиротства, для новых поколений петербургских художников он личность очень далекая, смутная и легендарная — трудно найти молодых авторов, которые бы сознательно продолжали какую бы то ни было из многочисленных линий Новикова, несмотря на его учительский пафос и прижизненное влияние. Впрочем, большая ретроспектива из известных и редких, не выставлявшихся в Москве, хранящихся за границей работ такого выдающегося персонажа никогда не помешает. Возможно, тема действительно будет на некоторое время закрыта — чтобы быть открытой позже, по-новому, уже более отстраненно.
Видео, Живопись, Графика, Инсталляция |
ММСИ, похоже, решил исчерпать и закрыть тему петербургских 80-х и 90-х для Москвы, показав Тимура и его команду во всех возможных ракурсах, вместе и по отдельности. Недавно только в Фонде «Екатерина» показали новых академиков, в ММСИ прошла обзорная выставка «Новые идут!», потом была ретроспектива чуть ли не единственной (если не считать Гурьянова) продолжательницы тимуровского неоакадемизма Ольги Тобрелутс, в придачу должна была открыться персональная выставка Виктора Цоя, но что-то не получилось. Идеологическим центром этой активности является Екатерина Андреева, она и куратор этой монографической выставки Новикова, и автор обязательной книги «Тимур. «Врать только правду!» (Андрееву выдают восклицательные знаки — говорить о нем она может только так, восклицая). Она апологет, и это до некоторой степени проблема, поскольку все, что говорится и делается ею о Тимуре, следует делить надвое, по крайней мере в том, что касается полного отождествления перестроечного и постперестроечного петербургского искусства с его именем. Есть, конечно, те искусствоведы и художники, принадлежавшие к кругу Тимура, для которых 10 лет без него — это «10 лет без солнца», но есть и те, кто все эти десятилетия постмодернистского угара провел вне испускаемых Тимуром лучей, — это, например, группа «Новые тупые», о которой в Москве знают куда меньше.
Странным образом, хотя для новиковского круга эти 10 лет после его смерти были десятью годами сиротства, для новых поколений петербургских художников он личность очень далекая, смутная и легендарная — трудно найти молодых авторов, которые бы сознательно продолжали какую бы то ни было из многочисленных линий Новикова, несмотря на его учительский пафос и прижизненное влияние. Впрочем, большая ретроспектива из известных и редких, не выставлявшихся в Москве, хранящихся за границей работ такого выдающегося персонажа никогда не помешает. Возможно, тема действительно будет на некоторое время закрыта — чтобы быть открытой позже, по-новому, уже более отстраненно.