Выставки Москвы

Выставка Джейк и Динос Чепмены. Конец веселья, Санкт-Петербург
Эрмитаж, 20 октября 2012 – 13 января 2013, Санкт-Петербург

7.6

Фашисты берут Главный штаб

Место проведения

Эрмитаж

Эрмитаж

8.8
Главный музей страны
Несмотря на невероятных размеров коллекцию, главный музей страны устроен вполне рационально: на первом этаже — древность (отечественная археология и классическая античность), второй — искусство Ренессанса, барокко и классицизма, с картинами Рафаэля, Эль Греко, Рубенса. На третьем этаже продолжение истории европейской живописи (XIX — начало ХХ века) — Ренуар, Моне, Матисс — и экспозиции «Индия», «Иран», «Китай». В фильме режиссера Александра Сокурова «Русский ковчег» камера за полтора часа успевала побывать в 33 залах музея. Всего же их — 365.
телефон+7 (812) 571 34 65
адрес
ценаВход 400–600 р., для детей до 18 лет вход свободный. В первый чт месяца вход свободный. Доступно людям с ограниченной подвижностью
официальный сайт
входит в сетьЭрмитаж

Галерея

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Константин Агунович
отзывы:
786
оценок:
173
рейтинг:
1020

Фашисты берут Главный штаб

«Адский ад», это перестало быть фигурой речи для братьев Чепмен 24 мая 2004 года, когда их инсталляция «Hell» — 30 тысяч фигурок, девять витрин, ­годы труда, — сгорела на складе, где хранил Чепменов Чарлз Саатчи. Наследию брит-арта эпохи миллениума был нанесен непоправимый ущерб, заявил Саатчи. Потом прикинули: страховки у погорельцев были сильно завышены относительно цен приобретения; пожар, зафиксировав цены, нечаянно — нечаянно ли? — поспособствовал ценам новым, более высоким; где ж ущерб, кому плохо? Или, как говорят юристы, кому выгодно? (Та же история недавно муссировалась вокруг Дэмиена Херста, еще одного из поколения YBA, Young British Artists, — де он завышал цену на свое произведение, череп из бриллиантов, услугами ­дружественных дилеров.)

Для YBA это вообще в программу входит — скандалы. Но скандалы были другими. Типа кто-то из Чепменов даст аж в морду сэру Нику Сероте, директору Tate Modern и распорядителю Turner Prize, — потому что Серота обмолвился типа «надо уметь проигрывать»; а Чепмены, абсолютные фавориты того года, воплощение брит-что-угодно, бритые британские hooligans, — продули в финале трансвеститу Грейсону Перри; а тут еще и Серота… В остальном Чепмены ироничные. Предлагают в своих работах любую иронию: детские манекены с х…ем вместо носа и сфинктером вместо рта, толкуйте как угодно. 30000 эсэсовцев и монстров, разнообразно пилящих и режущих друг друга, в инсталляции «Hell» — чистый Босх в масштабе детской железной дороги, девять витрин, — да как угодно. Можно и Босха сюда, и Гойю (на умные вопросы отвечает чаще Джейк, младший). Сверху девять витрин инсталляции образуют свастику: а вы не смотрите, что это свастика; это ирония. Второй чепменовский «Ад» от первого отличался названием — там был «Hell», а то был «Fucking Hell» («newer, improved, bigger, and brighter»), и цифры были fucking лучше: Саатчи жаловался, что «Hell» обошелся ему в полмиллиона, а Франсуа Пино за ремейк заплатил Чепменам 15 миллионов; у Пино в Венеции он и выставляется… Третий вариант, который выставлен в Эрмитаже, наверное, поэтому и не может называться «Ад» — как бы то ни было. Поэтому — «Конец веселья». Размеры те же. В договоре с Пино, наверное, стояло что-нибудь вроде «молодые люди берут на себя обязательство не использовать, осознать» и т.д. — отчего появилось название «Конец веселья». Насчет, будет ли конец, можно зайти к Чепменам на сайт в раздел «what-we’re-working-on-right-this-very-minute»:

Сам ты конец!

Отзывы пользователей о выставке «Джейк и Динос Чепмены. Конец веселья»

Фото Igor Glazov
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
17
5

Выставка братьев Чепменов в Эрмитаже вызвала определенный, весьма предсказуемый резонанс, продемонстрировав универсальность воздействия современных британских арт технологий на европейскую публику.
Нужно сказать, что искусство братьев Чепменов действительно не по-хорошему провокационно. Тому есть несколько причин. Главная из них состоит в том, что Соединенное Королевство в культурном плане несколько отстает в развитии от континентальной Европы. Это отставание стало особенно ощутимым после периода правления Тэтчер, в результате которого многие художественные институции ВБ оказались закрыты, а финансирование культуры практически полностью отошло на откуп частным предпринимателям. Одним из них был Чарльз Саатчи, который применил в искусстве рыночные стратегии, превратив его в подобие биржевой игры. Это породило у британских художников настойчивую необходимость оставаться в медийном пространстве. В этом смысле творчество бр. Чепменов не представляет исключения, выбирая темами своих проектов вопросы, табуированные европейским обществом — детскую порнографию, преступления нацистов, проблемы инвалидов они трактуют их в нарочито комическом, гиньольном стиле. Это «уличное» представление серьезных проблем напоминает подростковые шалости, в которых даже самый великодушный зритель может найти лишь слабые отголоски знаменитого английского юмора.
Европейская публика на подобные представления реагирует предсказуемо. Они всегда проходят в атмосфере скандала, и в этом смысле мероприятие в Эрмитаже не стало сенсацией. Публика не всегда готова примириться с необходимостью отстранённого взгляда на художественное творчество, и её, не отошедшую еще от дурмана советской пропаганды, можно понять.
Нужно, наконец, сказать несколько слов и о позиции музея. После нескольких жалоб недовольных посетителей, господин директор, высказываясь в защиту выставки, взял тон и манеру Хрущева. Возможно, подобный тон объясняется тем, что он, за долгие годы руководства сроднясь с музеем, считает его своим, и это отчасти так. Все же, хочется заметить, что подобные мероприятия, связанные с именем государственного учреждения, требуют серьезного искусствоведческого сопровождения, большой разъяснительной работы, призванной сгладить возможные недоразумения. В противном случае, ввязываясь в скандалы вплоть до привлечения прокуратуры, Эрмитаж наносит ощутимый ущерб своему имени.
Правда, во всей этой истории есть и положительный момент. По сообщениям прессы, господа художники заявили, что в Россию они больше ни ногой. Что ж, если они сдержат свое слово, нам не остается желать ничего лучшего.

Фото Павел Лаcточкин
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
3
9

Конец веселья по версии братьев Чепмен

Классическое представление о восприятии зрителем произведений искусства можно свести к метафоре о рыбаке и море, где морем является произведение искусства, а рыбак - это зритель. И в этой модели зритель приходит к морю, забрасывает удочку и вылавливает что-нибудь потребное для сердца и ума, или же уходит ни с чем. Но что, если все несколько иначе, а точнее совсем наоборот. Что если зритель и есть море, а художник - рыбак. Впрочем, оставим ненадолго этот тезис и примемся за выполнение непосредственных обязанностей рецензента, а именно дадим возможность читателю составить некоторое представление о выставке.
Произведение братьев Чепменов состоит из двух частей, первая часть представляет собой собрание миниатюр, объединенных общей фабулой. Жанр миниатюры мне чрезвычайно импонирует, поскольку вынуждает зрителя возвращаться к давно забытому навыку, а именно - присматриваться. Миры братьев Чепменов населены, главным образом, людми-мутантами и ожившими скелетами. Скелеты - милейшие создания, они оснащены немецкими касками времен второй мировой войны с маленькими рожками, в их обязанности входит сношать, насиловать, унижать и пытать людей-мутантов. Феерия адского ужаса проходит в антураже исторический декораций разных эпох, особенно симпатичен комплекс американских промышленных зданий в духе 20-ых годов с надписью на въездных воротах "Work hard - Play hard". Необходимо отметить удивительное мастерство авторов: каждая деталь, каждая сцена действа проработана до мельчайших подробностей. Насладившись адским ужасом, вы непременно заметите других персонажей произведения, гораздо менее многочиленных, но, безусловно, не менее значимых. Кто первым бросится в глаза - Гитлер или Рональд Макдональд - сказать трудно, в любом случае, каждый из них несет важную смыслообразующую функцию. Вторая часть выставки - размышление о размышлениях Гойи о войне, насилии и человеческой природе, впрочем Гойя только повод, чтобы продолжить тему, начатую в первой части.
Братья Чепмены взывают к опыту зрителя, т.е. не к опыту зрителя вообще, а к опыту конкретного человека, к моему и твоему опыту. С помощью многочисленных крючков и блесен авторы выуживают из подсознания зрителя те самые мифологические мотивы, вторичное переживание которых позволяет нам несколько иначе взглянуть на окружающую нас действительность, ведь фашизм и культура потребления всего лишь персонажи, суть кроется в нас самих.
Что начинается "после веселья"? Может быть размышление, рефлексия, осознание? Трудно сказать, иногда это просто похмелье. И зависит это не только от умения рыбака, но и от наличия рыбы в водоеме.

Фото Serge
отзывы:
42
оценок:
63
рейтинг:
78
9

О самом сильном впечатлении от поездки в Питер - о выставке Джейка и Диноса Чепменов в Эрмитаже "Конец веселья".
В двух словах. Композиция представляет собой 9 прозрачных кубов, расположенных так, чтобы в плане напоминать свастику. В них 30 тысяч маленьких фигурок фашистов, словно взятых из набора детской железной дороги, штурмуют античный храм, в сопровождении бронетехники бредут по глубокой горной расщелине, высаживаются на побережье, а по большей части бьют, режут, пытают, расчленяют, расстреливают, насаживают на пики, разрывают на части и распинают друг друга.
Все ужасы войн, не важно, как они назывались, сконцентрированы в одном герметичном аду, застывшем на одно бесконечное мгновение. Венец всему - символ эпохи потребления - зловещий макдаковский клоун, распятый на кресте. По эстетике и шоковому ощущению все это напоминает кадры из Hellraiser.
Сильно. Только идиот мог усмотреть в этом произведении признаки экстремизма.

Фото Ада Карина
отзывы:
13
оценок:
13
рейтинг:
13
9

«18 + Конец веселья? Или только начало?»

Кровавая феерия братьев Чепменов прочно обосновалась в туманном Петербурге. Если вы достаточно взрослый и психически устойчивый человек не без чувства юмора – милости просим! Веселье кончится с миром – 13 января 2013.
Зал небольшой, но уютный – располагает к приятному времяпрепровождению. Несколько прозрачных кубов, а внутри - веселый Ад остроумных англичан.
В самом сердце зала - извержение колоссального вулкана. Только вместо лавы в этот мир проливается всякая нечисть в несметном количестве: гомофашисты, рецидивисты, мутанты из кусков человеческих тел, пешком и на танках. Восставшие из Ада? Или ад уже на земле?
Как кровожадные спартанцы фашистские скелетоны на танках, заносят копья и распятья над головами, плотной толпой устремляются в мир - на все четыре стороны.
Налево пойдешь – найдешь теплицы с радиактивными отходами.
Направо – гомофашисткие оргии. Нечисть прочно обосновалась на земле и о своем возвращении в адские кущи не помышляет.
Пойдешь на восток, а там – кровосток! Свиньи в резиновых лодках с электроприводом резво мчат в самое сердце бойни. Все очень тонко, с юмором и россыпью изящных деталей – просто глаза разбегаются! Многолетний труд – иначе и не скажешь.
В промежуточных сторонах света несколько кубов наполнены райскими островами, трупами и гамбургерами. В резиновой лодке вездесущий Рональд Макдональд, а рядом курсируют фашистские акулы, обнимая его плотным кольцом из мясистых плавников.
Конечно, не обошлось и без Храма мерзостей: бледных младенцев окунают в купель со сгустками крови. На церковном кладбище козлобородые проповедники бьют себя в грудь и яростно причитают, пока восставшие из могил некрофилы насилуют бродячих свинок.
Напротив на лысой горе распят бледный Снеговик и конечно Рональд Макдональд – он вездесущ. Аминь!
Особо искусно выполнен фриз на фашистком Пантеоне с изображениями победоносных шествий великих и могучих героев атомной войны.
Кругом знаки скорби: падаль, вороны и грифы, штыки и копья, гирлянды из человеческих голов и прочие деликатесы. Чисто английский дух: здесь пахнет плотью и кровью черного пост-модерна.
Кстати, в потешном мире Чапменов почти нет женщин. Живых уж точно нет: скелеты лезут изо всех щелей, неудержимо рвутся на свободу из коровьих утроб, а рядом рыщут вечно голодные овцеволки.
Говорите, конец веселью? Это только начало! Позвольте вашему воображению унести вас на плоту в компании орлов и пеликанов, умильных пингвинов и парочки ослов, а главное – Гитлера-гермафродита! Он уже стал сверх-человеком: в опрятном платье с пышной грудью плывет по волнам... На этом мое путешествие в задорный мир братьев Чепменов завершилось, и я отправилась в тихую гавань офортов Франческо Гойи. Но это уже совсем другая история.

Фото Алексей Новиков
отзывы:
69
оценок:
132
рейтинг:
45
7

Страшные и смешные. Надпись над вратами игрушечного концлагеря WORK HARD PLAY HARD. Британские насмешники братья Чэпмен представляют в "блокадном" Ленинграде игрушечную инсталляцию, в которой опыты по превращению солдат в биомассу проводят уже над нацистами. В прекрасном здании Генштаба - филиале Эрмитажа - интеллигентный привратник советует не смотреть эту выставку, или, в крайнем случае, написать отрицательный отзыв - "никому не нравится". Возмущению поддается работа с табуированными символами европейского прошлого. Тысячи мелких в нескольких аквариумах разыгрывают кукольный спектакль возмездия - скелеты против нациков. Насаженные на колья головы, ошметки плоти на поле брани, распятый на кресте Рональд Макдональд. Победа над фашизмом рождает новых корпоративных чудовищ, для которых отношение к человеку как к материалу и субъекту потребления маркирует новый виток старой битвы. Борьбы зла против зла.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить