Сигалит Ландау — одна из плеяды мощных и суровых израильтянок, к которым принадлежит еще одна звезда, Яэль Бартана, и, например, менее известная в России Рути Села: они все работают с видео и все действуют довольно безжалостно и критично по отношению к собственной стране и к себе. Сигалит из них самая нейтральная и действует в основном через спокойные на вид метафоры, которые при этом основаны на некоей плавной и красивой геометрической фигуре, в особенности она любит круги и спирали. Делает круг из ботинок, связанных между собой шнурками (тут и Хайдеггер, и Ван Гог, и Освенцим). Или лежит голышом на воде Мертвого моря внутри медленно раскручивающейся спирали из арбузов. Или крутит хулахуп из колючей проволоки — в этом круге и терновый венец, и концлагерь, и обмотанные колючей проволокой стены кибуцев.
Видео |
Странная история с тем, что очень известную израильскую видеохудожницу Сигалит Ландау привезут в Государственную галерею «На Солянке»: тут программа обычно напоминает бесплатные показы (справедливости ради — очень посещаемые) в Библиотеке Эйзенштейна, но более навороченные и с ударным пиаром. То пригласят какого-нибудь советского аниматора, то из старых афиш и архивных документов составят выставку про Тарковского и крутят «Солярис» (с другой стороны — вдруг кто-нибудь не видел), а пиар-директор и genius loci здешних подвалов, перформансист, режиссер, путешественник и т.д. Федор Павлов-Андреевич водит ночные экскурсии. Видимо, его личным связям мы и обязаны тем, что Сигалит Ландау, приезжавшая уже однажды в «Солянку» с однодневным визитом, теперь будет выставлена на достаточно обширной выставке из целых 14 работ, хотя в том, что это будет действительно ретроспектива, можно сомневаться: помимо видео она делает еще и инсталляции, но привезут ли их — пока непонятно.
Сигалит Ландау, одна из целой плеяды мощных и суровых израильтянок среднего поколения (им всем около 40), к которым принадлежит еще одна звезда, Яэль Бартана, и, например, менее известная в России Рути Села: они все работают с видео и все действуют довольно безжалостно и критично по отношению к собственной стране и к себе. Сигалит, правда, из них самая нейтральная и любит формальные моменты — в отличие от других двух, которые работают с провокацией (Села, скажем, приглашает на свидание мужчин, просит раздеться, а потом на камеру расспрашивает о том, сколько палестинских солдат они убили) и деконструкцией одиозных исторических нарративов типа участия поляков в холокосте (как Бартана). Ландау же действует в основном через спокойные на вид метафоры, которые при этом основаны на некоей плавной и красивой геометрической фигуре — в особенности она любит круги и спирали. Например, делает круг из ботинок, связанных между собой шнурками (тут и Хайдеггер, и Ван Гог, и Освенцим). Или лежит голышом на воде Мертвого моря внутри медленно раскручивающейся спирали из арбузов. Или крутит хулахуп из колючей проволоки на фоне того же Мертвого моря — в этом круге сразу и терновый венец с головы Христа, и намек на концлагерь, и намек на обмотанные колючей проволокой стены первых кибуцев.