Выставки Москвы

Выставка Николай Фешин, Москва
Третьяковская галерея, 23 мая – 29 июля 2012

8

Живописное пижонство

Скорость и точность этого мастера прочитывается по следам явно молниеносной кисти, раскиданным щедро по холстам и собирающимся ловко то в изображение очаровательной женщины, то сладчайшего спящего младенца. До чего же фешинские дамочки симпатичные — и очень похожи на настоящих дамочек, так заманчиво они улыбаются с картин, но тут уж приходится позабыть о психологичности русской реалистической традиции — они все-таки больше смахивают на рекламу мыла. Живопись Фешина как раз не аристократическая, а конкретно буржуазная. И это ее первичное качество, которое особенно забавно бросается в глаза в портретах социалистических вождей: до иммиграции в Нью-Йорк Фешин писал многих, в частности, Ленина и Луначарского: и какая же у его Ленина изящная маленькая ручка и игривая полуулыбка.

Место проведения

Третьяковская галерея
Главный музей отечественного искусства в Москве
Третьяковка с 2017 года официально разделилась на два комплекса: на Крымском Валу теперь «Новая Третьяковка» и XX век, в Лаврушинском переулке — все, что было раньше. В старой без малого 1300 произведений — от икон и мозаик XI века до портретов и пейзажей начала века XX. Среди безусловных шедевров — «Троица» Андрея Рублева и «Явление Христа народу» Александра Иванова.  Временные выставки-блокбастеры с равным успехом проходят и в старом, и в новом здании: шедевры Ватикана, например, показывали в Инженерном корпусе комплекса на Лаврушинском, а смотр работ периода оттепели проходил на Крымском Валу. Очереди, впрочем, стоят перед обоими филиалами, так что билеты лучше покупать заранее.  
телефон+7 (495) 957 07 27
адрес
ценаВход 150–450 р., для детей до 18 лет вход свободный. Доступно людям с ограниченной подвижностью
официальный сайт
входит в сетьТретьяковская галерея

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Александра Новоженова
отзывы:
105
оценок:
0
рейтинг:
592

Живописное пижонство

Фешин вроде был реалист, но мир у него как-то нечаянно выходил несколько ­более роскошным, чем он есть на самом деле. Все детали — будь то портрет девушки за туалетом или натюрморт с самоваром — сходились у него в какой-то необыкновенный живописный разгул.

Такой же аукционноуспешный, как одиозная сцепка Григорьев–Яковлев, и по судьбе и по типу дарования на них походящий: тоже эмигрант и тоже с ярлыком салонности. Но дальше, чем упомянутые двое, от модернистских ­деформаций реальности. Фешинскую кисть заносило на поворотах сугубо реа­листического мазка — такого узнаваемого, серовско-репинского. Фешин и был учеником Репина. Скорость и точность этого мастера прочитывается по следам ­явно молниеносной кисти, раскиданным щедро по холстам и собирающимся ловко то в изображение очаровательной женщины, то сладчайшего спящего младенца, то цветочной вазы. До чего же фешинские дамочки симпатичные — и очень похожи на настоящих дамочек, так заманчиво они улыбаются с картин, но тут уж приходится позабыть о психологичности русской реалистической традиции — они все-таки больше смахивают на рекламу мыла. Репин вот не мог так льстить своим моделям, он был правдив поневоле — вспомнить только порт­рет дочери художника Веры, которая сидит, нелепо раскорячившись на плетне. Единственное, что приходит в голову: «Бедная девочка, какая некрасивая!»

При этом несложно вообразить, что технически Серов с Репиным тоже мог­ли бы так же, как Фешин, залихватски пижонить, но в рамках их парадигмы это было явно ни к чему. У чудаковатого Репина, например, были идеи, были принципы и дурной нрав (хотя, бывало, как вздумается ему написать парижское кафе с кокотками, так Стасов зашатается). Серову тоже незачем было так манерничать, другой уровень художественного сознания и живописного аристократизма. В этом плане живопись Фешина как раз не аристократическая, а конкретно бур­жуазная. И это ее первичное качество, которое особенно забавно бросается в гла­за в портретах социалистических вождей — до иммиграции в Нью-Йорк Фешин писал многих, в частности, Ленина и Луначарского: и какая же у его Ленина изящная маленькая ручка и игривая полуулыбка.

2

Отзывы пользователей о выставке «Николай Фешин»

Фото Алена Сафа
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
9

Очень понравилась выставка, обязательно сходите! Единственный минус - работ не так много, как хотелось бы :-)

1
Фото Julia Volodina
отзывы:
21
оценок:
25
рейтинг:
86
7

Страстность, эмоциональность, сочность, яркость, размашистость - все это Николай Фешин. Разнообразие тем - от едва уловимой сцены расстрела до обнаженной натурщицы, от портрета старого гравера в кабинете с обилием деталей до Ленина в 1918 году.
Замечательные острые портреты - детей, женщин, мужчин, стариков.
Сама жизнь везде. В каждом мазке. В каждом движении кисти.
Люди. Разные. Но везде как живые.
Настоящая, плотская, живая жизнь.
Манера письма - импрессионистическая, модернистская - сочетается с характером самих работ - сильных, взрывных, разгульных, ярких.

1
Фото Машка Иванова
отзывы:
16
оценок:
18
рейтинг:
38
7

Фешин великолепен. Живопись хороша, живая, эмоциональная, глубокая!
Большой минус для меня - практически не было графики, а я ожидала увидеть именно графику. Еще больше расстроило то, что выставка совсем небольшая.
Советую всем, кто любит живопись обязательно посмотреть выставку.

0
Фото Elena
отзывы:
3
оценок:
13
рейтинг:
2
9

Удивительный художник! К своему стыду, никогда до этого не видела его работ. Его портреты просто поражают своей живостью, такое чувство, что еще чуть-чуть и они выйдут из рамок и начнут рассказывать о своей жизни. Прекрасная выставка.

0
Фото Ленусик Носкова
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
2
7

Понравилось, неплохая выставка. Но, если честно, больше рекомендую пойти на выставку Коровина. Выставки чем то похожи, однако Коровин понравился больше:)

0

Галерея