Концептуализм — занятие или подчеркнуто одинокое, или, наоборот, коллективное. А вот семейная чета концептуалистов вещь уже редкая. Факт своего супружества (в структурном смысле — пример сложносоставной творческой единицы) Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов тоже полностью концептуализировали, расклад мужчина — женщина превратили в инструмент для дальнейшей концептуализации всего, что попадало под руку. Так в конце 1970-х родился жизненно-художественный проект «Тотарт», и ретроспектива этого дуэта — еще один шаг к музеефикации всех возможных версий московского концептуализма.
Фотография, Живопись, Графика, Инсталляция, Новые медиа |
Концептуализм обычно занятие или подчеркнуто одинокое или, наоборот, коллективное. А вот семейная чета концептуалистов — вещь уже редкая. Факт своего супружества (в структурном смысле — пример сложносоставной творческой единицы) Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов тоже полностью концептуализировали, расклад мужчина–женщина превратили в инструмент для дальнейшей концептуализации всего, что попадало под руку. Так в конце 1970-х родился жизненно-художественный проект «Тотарт», и ретроспектива этого дуэта — после недавней ретроспективы Ирины Наховой — еще один шаг к музеефикации всех возможных версий московского концептуализма, которых, естественно, гораздо больше, чем зрелищный полусюрреализм Пивоварова, групповая сосредоточенность «Коллективных действий» и внятный гуманизм Кабакова.
Абалакова и Жигалов как раз внятностью и гуманизмом не отличаются: их творчество, охватывающее несколько десятилетий, выглядит обсессивным покрыванием всего и вся культурными знаками, всеядным усвоением и переработкой всех возможных концепций, верований и мифологий, трансформацией их в тексты, схемы, проекты, инсталляции, фотоотчеты, живопись, видео — что угодно. Эта пара не выработала ясной образности, вместо этого она выработала особый стиль слегка графоманского, полубредового-полуинтеллектуального мышления и нон-стоп продуцирования вариантов. Это переусложненные, нашпигованные символами, придуманные исходя из в некотором роде маниловских умствований работы. Например: он и она в течение дня красят лестницу на чердак золотой краской: на чердаке в этот момент находится слепок чьих-то ягодиц, а в подвале идет фестиваль неформального кино. Или такой: художники изготовляют условные макеты Царь-пушки и Царь-колокола, покрытые русскими узорами, и три часа наблюдают за ними в глазок. Особенно забавно эта интеллектуальная маниловщина проявляется в их ранних «проектах» — покрасить снег в Троице-Сергиевой лавре в золотой, а над лаврой возвести прозрачный купол с холодильной установкой для поддержания вечного холода, или установить на Красной площади вечный снежный шар — тоже неплохая идея.
И выставка тоже организована наподобие длинного и запутанного сна хорошо образованного человека: «Улыбка Будды», «Золотой закон», «Нулевая степень искусства» — названия ее разделов сулят зрителю мягкое погружение в «гипертекст из семантических блоков», созданный энергичной четой.
Затрудняюсь с оценкой... То что тронуло лично меня и понравилось немного. Если вы рубите в концептуальном искусстве, когда осталась почти одна идея, то это для в ас, или если вы на такое хотите посмотреть. Эстетического удовольствия мало, но зато мы с мужем уже не первый день пытаемся разгадать некоторые вещи. А ещё очень интересно размышлять о самих художниках, о их жизни, что они чувтсвуют, когда этим занимаются.