Выставки Москвы

Выставка Беспутные праведники. Орден нищенствующих живописцев (ОНЖ). Арефьевский круг, Санкт-Петербург
Новый музей, 4 ноября 2011 – 22 января 2012, Санкт-Петербург

8.2

Первый андеграунд

Место проведения

Новый музей

6.8
Открывшийся летом 2010 года музей выставляет советских нонконформистов из коллекции петербургского бизнесмена Аслана Чехоева. Коллекцию он собрал быстро и укомплектованно: практически любое имя, попавшее в историю отечественного искусства последних лет пятидесяти, — Кабаков, Брускин, Комар и Меламид, Пригов — фигурирует и в чехоевском списке приобретений. Поскольку история эта — столичная, Чехоев не так богат местными художниками. То, что в музее оказался значительный корпус работ Евгения Михнова-Войтенко, изобретшего в Ленинграде 1950-х собственный вариант абстракции, — для Чехоева исключительный случай, коллекционерское везение.
телефон+7 (812) 323 50 90
адрес
ценаВход 200–350 р., для детей до 7 лет вход свободный
официальный сайт

Галерея

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Константин Агунович
отзывы:
786
оценок:
173
рейтинг:
1020

Первый андеграунд

«ОНЖ» читается и как «Орден нищенствующих живописцев», и как «Орден ­непродающихся живописцев». А можно было бы и «непохожих», «непутевых», «неуспешных», «неприкаянных», наконец, «неизвестных народу и нам, нелюбопытным»: это первая масштабная выставка авторов «арефьевского круга», самодеятельной «ленинградской школы», одной из тех «ленинградских школ», что имеются в любой отрасли знания и практической деятельности, от фехтования до книжной графики. Как раз где-то между фехтованием и графикой, ближе к графике, — арефьевский «Орден». Романтично-юношеское сообщество учеников СХШ, которых в разное время из школы выгоняли «за формализм»: явно, а больше неявно «Орден», конечно, связан с «ленинградской школой» 1920–1930-х; но замечательна тут именно самодеятельность. Притом в те годы, когда предикат «ленинградский», «ленинградское» вызывал желание немедленно продолжить: «дело». А этих задерживали на улице уже за внешний вид. Строго говоря, «Орден», пишет в каталоге Екатерина Андреева, существовал с 1948 по 1956 год — пока Александр Арефьев не сел (впервые); потом умер поэт Роальд Мандельштам, и дальше это был точно не более чем «круг», мушкетеры двадцать лет спустя. Поэт Кузьминский уподоблял арефьевцев битникам — в общем, справедливо: бит­ники не битники, но похожую роль они на себя взяли. И ее отыграли — без ду­раков; кто повесился, кто сошел с ума, кто умер на чужбине; единственно, надо добавить, внутреннее Би-би-си у первых стиляг было настроено скорее не на Штаты, а на Париж. Суммируя теперь живопись и биографию, отметим, были у арефьев­цев и свои Модильяни и Марке — Васми; и свои Утрилло и Вламинк — Шагин; и свой Сутин — Шварц, и Аполлинер — Мандельштам. Ну и сам Арефьев — Рембо и Верлен плюс Бодлер, деленные на Домье, Гойю и Павла Федотова, перемноженные на коэффициент чисто местного колорита, к которому относится даже смерть в эмиграции — немедленная, не прошло и года, от дешевого французского пойла. Осталось только упомянуть тельняшку — перенятую вместе с живописной поэтикой у арефьевцев митьками, которые — следующая «ленинградская школа»; и — конец.

Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.
Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить