Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.9

Выставка
Борис Григорьев

Разоблачение бездуховности русского модерниста

Первая в России полная ретроспектива очень популярного на западных аукционах русского худож­ника, вобравшего в себя множество разных влияний — от Петрова-Водкина до Сезанна — и создавше­го очень востребованный стиль. Эмигрант и денди, сознававший силу своего мастерства, писал бессчетное количество портретов на заказ и был окружен ореолом ­таинственности — вплоть до своей первой монографической выставки.

  • Борис Григорьев – афиша
  • Борис Григорьев – афиша
  • Борис Григорьев – афиша
  • Борис Григорьев – афиша
  • Борис Григорьев – афиша
Живопись, Графика

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Новоженова
105 отзывов, 105 оценок, рейтинг 599
31 августа 2011
Разоблачение бездуховности знаменитого русского модерниста

Выставку Григорьева везут к нам из Русского музея, и — кто бы мог подумать — уже там первую в России масштабную ретроспективу одного из самых звездных эмигрантов первой волны приняли совсем не хорошо. Особенно часто припоминали высказывание его современника, искусствоведа Пунина, который выразился очень удачно, — в том духе, что душу Григорьева кто-то похитил еще в колыбели. Вот и ключ: знаменитый русский модернист без души — это что-то интересное. Ведь русских модернистов обычно ценят как раз за их души. Действительно, в живописи Григорьева невооруженным взглядом различимы Петров-Водкин, Филонов — одна душа грандиозней другой. А вот у самого Григорьева, скомпилировавшего их (и много еще чьи) пластические достижения в один роскошный стиль, душа действительно как-то не выявляется. Зато есть невероятное мастер­ство и какой-то даже нелепый для русского художника лоск.

В программе Photoshop есть фильтр «Ван Гог» — и на почти любого модерниста можно разработать такой же фильтр. «Сезанн», «Гоген», «Матисс», ну и фильтр «Григорьев» тоже — у каждого из больших художников того времени была особая настройка зрения, в которой все сущее преломлялось только ему свойственным способом. Но если взять за наивную аксиому (исходя из которой и оценивается, по правде, все искусство раннего модернизма), что фильтры других были сращены с их душами, а глаза с сердцем, получится, что не укорененный ни в каком особом понимании вещей фильтр Григорьева был всего лишь волшебными очками. В них реальность разлагалась на сегменты и превращалась просто в узнаваемый стиль. Все эти портреты — бретонок в чепцах, старух, детей, эмигранток-аристократок, барина Шаляпина, аскета Горького — сначала кажутся изысканными, поражают умением дать зрителю почувствовать объем, каким-то чудом разворачивающийся на плоском холсте и усиленный эффектами освещения из лотрековских кабаре. Но потом, видя россыпями, а не по отдельности все эти слишком большие, стеклянно-выпуклые глаза григорьевских персонажей — фирменные глаза, — понимаешь, что обычно покупают на аукционах, принимая за зеркало этой его злосчастной отсутствующей души.

2
0

Отзывы

9
Ирина Сироткина
52 отзыва, 56 оценок, рейтинг 39
12 ноября 2011

Осталось два дня, чтобы увидеть выставку Бориса Григорьева. Что там ваш Дали! Далеко не всякий гениальный художник - первоклассный портретист. Дали, например, им не был; Григорьев - был. За внешним, за лицом с его складками, выступами и провалами, видел внутреннее. И как выражал! Гротескуя, но тончайшим образом, в самое яблочко и суть. Шаляпина написал лежащего, в халате на голое тело и без обуви - Демон! Горького - разыгрывающего драму жестами обеих рук. Руки вообще визитная карточка Григорьева; они выразительнее лица (самое страшное у Немецкого мясника и женщины с картины "Бедность" - их руки). Он пишет морды козлов, головы петухов вперемешку с лицами, как в старинных трактатах по физиогномике. Григорьев - провидец, видел на семь пядей вглубь - и людей, и страны. Посмотрите на его Расею - написанную без ностальгии, но и без ненависти, на его Париж, на его Южную Америку: вот где - просторы... Григорьев - фанатик живописи, ищущий и в каждой своей вещи - находящий. Но и он за двадцать лет почти эмиграции потерял дорогу, стал писать классично - глубоко, но залаченно и сухо. Вещий глаз его закрылся, а вскоре сложил он и кисть - умер, прожив чуть больше полувека.

2
0
7
Sangryl
768 отзывов, 9012 оценки, рейтинг 2114
20 октября 2011

Удивительно, как слеп в своей недалекости может быть зоркий художник! Григорьев, безусловно, талантлив и зорок. Его слепота - социальная, мировоззренческая (слишком со многими дружил да слушал), которая распадается на кусочки, из которых он сам так любил собирать картины.
Он жесток и сластолюбив. В его картинах нет любви, в его рисунках есть лиш шик таланта. Его картины декоративны совершенной формой (Инвалид), приемом и цветом (портрет Мейерхольда), но по-настоящему хороши лишь его рисунки - и то не все. Его Россия - женская, глупо-хитрая, мужененавистная, а мужики - святая протота.
Истина просачивается в его полотнах поневоле - вопреки воле автора: Шаляпин - хмырь и хам, хоть и глыба, Горький - святой притвора, подхалим и вообще "уютно устроившийся, вовремя подсуетившиь" мещанин на Капри.
Лицаего героев - еврейские, русские и не очень - характерные, а сама го живопись - нет. Есть люди без таланта, а есть талант без человека, вот такая новость!

2
0
9
марат
8 отзывов, 10 оценок, рейтинг 15
15 сентября 2011

Вовсе не желая насаждать своё отношение к творчеству Б.Григорьева, скажу лишь что на выставку надо идти. В экспозиции собраны его лучшие работы как отдельные так и некогда вошедшие в сборники "Рассея", "Московский эрос", "Интимность" и другие. Мистическим образом художник наполняет работы энергией жизни. Вырезанные кистью образы, игры теней, разлитая радость красок, необычная ориентация объектов и асимметрия-создают трансцендентную сущность. Живую и несущую живые эмоции. Оттого, стоя подолгу у портрета С.Рахманинова слышишь звуки его симфоний, а лежащий Ф.Шаляпин привстаёт и вопрошает :" Откуда же вы эдакие забавные?". Мне кажется, что творчество Б.Григорьева не оценено увы в современной РФ, так же как и литературное творчество его не менее гениального современника А.Ремизова. Мысленная параллель не случайна, так как проза А.Ремизова не для праздного прочтения, а лаборатория русского художественного слова. Творения Б.Григорьева - лаборатория живописных и графических приёмов с поверхности грубых и несуразных, но в сущности тонких, нежных и жизнеутверждающих. Посетите экспозицию и проверьте свои ощущения!

2
0
9
Amatrice
7 отзывов, 7 оценок, рейтинг 9
25 октября 2011

Несколько лет назад была на выставке «Парижские удовольствия Тулуз-Лотрека» - в том же самом Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Так вот, впечатления от выставки Бориса Григорьева – гораздо более яркие, сильные, неожиданные. Потому ли, что до сих пор практически не была знакома с его творчеством, хотя, как выяснилось, знаю многие его портреты - Мейерхольда, Рахманинова, - к которым теперь прибавились новые открытия: Шаляпин, Горький, Клюев, Ремизов, Рерих. Или потому, что это наш, русский художник, и даже жутковато-театральная парижская «Интимность» - для него не просто игра с уродливой изломанной формой, а гораздо более серьезное путешествие на дно души человека. А может, все дело в цикле «Расея», где с картин на нас смотрят в упор недобрые селяне, сжимающие вилы: их глаза – то широко раскрытые, то злобно прищуренные, то небесно-голубые, то черные, то желтые с кошачьими зрачками – глаза Гражданской войны.

Картины и рисунки Бориса Григорьева – это и документы переломной эпохи, и элегантная игра с цветом и линиями, и психологизм, преимущественно мизантропический. Он так видел и имел мужество так писать – не щадил ни своих моделей, ни себя в автопортретах. Да, при желании можно проследить параллели с известными в то время стилями и направлениями в живописи и графике, но одно могу сказать точно: для меня эта выставка - одно из самых ярких и интересных открытий осени.

1
0
9
Dmitriy Matison
14 отзывов, 16 оценок, рейтинг 11
19 ноября 2011

На этих выходных с семьей сходили на эту выставку. На меня произвело большое впечатление, особенно его цикл "Расея". Нам повезло, во время нашего посещения сотрудница Третьяковки вела коллективную экскурсию, можно было многое понять и увидеть в картинах, чего первого раза не заметишь. Там можно провести добрых полтора часа и уходить сразу не захочется. Встретил одного старичка, который пытался до всех донести, что на эти картины невозможно смотреть, что там нет понятия о божественной гамме, заключенной во всех сотворенных вещах. Естественно, ее там нет, ведь не божественные вещи он показывал. Как я потом узнал, его зовут Тихомиров Леонид Петрович, он пишет так:
http://iace.ru/img/kartiny/Tihomirov_1.jpg
http://artpage.ru/images/paintings/big/395.jpg
Меня всегда интересовали такие люди, потому что они явно выделяются из общей массы своей невысказанностью, неуслышанностью. Эти свойства удивляют, удивляет что людям есть что сказать. Я хотел бы думать, что похожу на них, только мне вот делиться нечем. Ну вот мы разговорились. Я понял, что этому человеку не нужны никакие другие правды уже, ему вполне хватает своей, все доводы о реальности моего внутреннего отклика взамен его формализма о гаммах отскакивали как от стенки горох. Единственное, он позволил довольствоваться моим впечатлением, коль скоро таким как я этого хватает.
Вот и глупая ситуация, у каждого своя правда и никто никого не понимает. Так что толкает таких как он заставлять записывать попавшихся под руку студенток свои доморощенные истины, а таких как я вступать с ними в полемику?
На выставку идти советую!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все