Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.1

Выставка
Кандинский и «Синий всадник»

Кандинский и его немецкие друзья

Коллекция экспрессионизма галереи Ленбаххаус, которую привезли в Пушкинский, имеет романти­ческую историю. В Мюнхене Кандинский со своей подругой Габриеле Мюнтер и несколькими другими русско-­немецкими художниками создал группу «Синий всадник». После его отъезда в Россию (с Габриеле они больше не увиделись) у нее остался большой корпус полотен, который и стал основой коллекции. Кроме работ Алексея фон Явленского, Франца Марка и самой Габриеле привезут тридцать полотен самого герра Кандинского, которых Москва еще не видела.

  • Кандинский и «Синий всадник» – афиша
  • Кандинский и «Синий всадник» – афиша
  • Кандинский и «Синий всадник» – афиша
  • Кандинский и «Синий всадник» – афиша
  • Кандинский и «Синий всадник» – афиша
Живопись, Графика

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Новоженова
105 отзывов, 105 оценок, рейтинг 599
27 сентября 2011
Кандинский и его немецкие друзья

«Абстракция и чувства» — так можно было бы, слегка переиначив название труда Вильгельма Воррингера «Абстракция и вчувствование», озаглавить историю коллекции галереи Ленбаххаус. Бывший юрист Василий Кандинский отправляется в Германию учиться живописи, а потом ее преподавать. В Мюнхене знакомится с художницей Габриеле Мюнтер, которая становится его невестой. Он любит примитивные немецкие картины на стекле, она — детские рисунки. Вместе c другими художниками-экспрессионистами (Аугуст Макке, Алексей фон Явленский, Франц Марк и другие) они организовывают объединение «Синий всадник». С началом Первой мировой войны Кандинский вынужден уехать в Россию. Он никогда больше не увидит Габриеле. Она продолжает жить под Мюнхеном, перебравшись в их с Кандинским летний домик в Мурнау, виды которого знакомы нам по ее и по его полотнам. В свой восьмидесятый день ­рождения Габриеле передает принадлежащую ей коллекцию картин «Всадника», в которой холстов Кандинского 30 штук, мюнхенской галерее Ленбаххаус. Летний домик становится филиалом галереи.

Теперь коллекция — отборный экспрессионизм — впервые едет в Москву, heimstadt герра Кандинского. Знаковое событие, в том числе и потому, что, как известно, сейчас экспрессионизм — это новый импрессионизм, из всех разновидностей модернизма самая востребованная. И еще потому, что особенно интересно сопоставить «Всадников» с другим не так давно приезжавшим в Пушкинский объединением немецких экспрессионистов — группой «Мост». Замечательная возможность сравнить апокалиптическое мироощущение Пехштейна, Кирхнера и Нольде с гораздо более мирным, одухотворяющим все видимое искусством Марка, Кандинского, Явленского и других. Современник «Моста» и «Всадника» Воррингер, главный теоретик экспрессионизма, противопоставлял вчувствование в мир его резкому отторжению, то есть абстракции. Но если «Мост» действительно существовал со всем окружающим в пронзительном ­диссонансе, то в работах «Всадников» и вчувствование, и абстракция слились, не противореча друг другу, в один мощный стиль.

14
0

Отзывы

7
Snz
3 отзыва, 62 оценки, рейтинг 6
9 октября 2011

Хорошая выставка для знакомства с Кандинским, его возлюбленной и их товарищами - приятная атмосфера, красивые картины. После того как проходишь мимо километровой очереди на Дали, отсутствие очереди здесь кажется серьезным достоинством. Особенно понравились "Тигр" в исполнении Марка Франца и почти нетронутый кусок холста под названием "Лежаки на пляже в Голландии" Кандинского.

6
0
7
mojjet
172 отзыва, 173 оценки, рейтинг 113
9 ноября 2011

На этой выставке нашего непоследнего авангардиста можно увидеть в развитии: как на протяжении нескольких лет он шаг за шагом шёл ко всё большему упрощению форм и экспрессии цвета. Показательна в этом смысле картина "Железная дорога в Мурнау" (1909 год), где яркий пёстрый пейзаж разрезается стремительной чёрной тенью поезда. Дальше больше, и вот уже в 1913 году возникает "Композиция № VII", где нет ничего явственно узнаваемого, одна абстракция.

Кроме Кандинского, представлены и другие участники объединения "Синий всадник" - Штук, Мюнтер, Макке, Явленский, Верёвкина. Всё в русле передового модерна тех времён, по настоящему выделяется только Франц Марк. И хотя немцы (из мюнхенской галереи Ленбаххауз) привезли только три его работы, но они заслуживают всяческого внимания, особенно - совершенно чудесный "Тигр", этот кристаллический зверь, жёлтый живой алмаз. Настоящее волшебство.

И кто сказал, что авангадр - холодное и непонятное искусство? Вовсе нет, надо только дать себе шанс прочувствовать его.

4
0
9
Ирина Сироткина
52 отзыва, 56 оценок, рейтинг 39
27 октября 2011

Выставка хороша тем, что здесь можно не только увидеть работы знаменитого объединения "Синий всадник", но и узнать, кто этот всадник и почему он – синий. Само объединение родилось летом 1908 года, когда две не совсем супружеские пары – Василий Кандинский с Габриэлой Мюнтер и Александр Явленский с Марианной Верёвкиной – отдыхали под Мюнхеном в местечке Мурнау. Жара расслабила всех четверых – и в их работах появились те дикие краски, черные контуры-cloisonné, геометричность рисунка и динамизм, которые мы привыкли связывать с Der Blaue Reiter. В этом можно убедиться хотя бы поглядев на веселые работы Габриэлы – ее портреты Кандинского с фикусом, Явленского с пухлыми щеками, Марианны в малиновом шарфе и ее же, возлежащей с другом на альпийском лугу. В создании объединения женщины играли роль не меньшую, если не большую, чем их партнеры. Но слава, как всегда, досталась мужчинам. Зал с работами Кандинского, сияет, как алтарь. Здесь – и «Впечатления №3», вынесенные им с концерта Шёнберга, и «Все святые» с тем самым синим всадником – Георгием Победоносцем, и яркая «Композиция». Кандинский говорил, что от одного только слова «композиция» у него возникают «вибрации». Он мечтал, чтобы его собственные композиции отзывались не только в глазах, но и в ушах, и во всем теле зрителя. Думая о его «вибрациях», я представляю гул, идущий из оркестровой ямы, когда музыканты настраивают свои инструменты. В маленьком оркестре «Синего всадника» Кандинский был, конечно, первой скрипкой, хотя сам играл на виолончели. С этим грудным звуком у него ассоциировался синий цвет, -- потому, наверное, и всадник – синий. Но в этом оркестре он был не один – кроме Габриэлы и Марианны, в нем «играли» и Франц Марк, и Август Макке. Полюбовавшись на «Тигра» Марка, посмотрите на его же «Коров» цвета светофора - зеленую, желтую и красную. И будьте поосторожнее: ведь они – тоже тигры.

3
0
9
Katya Ever
11 отзывов, 74 оценки, рейтинг 13
22 октября 2011

В Пушкинском праздник цвета! По соседству с фееричным Дали, в Музее личных коллекций проходит выставка "Синий всадник". Здание музея замечательное, светлое и уютное. На двух этажах проходят выставки, на третьем - постоянная экспозиция. Билет на все - один.

Посетителям предоставляется редкая возможность не торопясь, без толкотни, вдумчиво насладится вкусными, насыщенными, щедрыми мазками художников-экспрессионистов этого творческого объединения начала XX века. Перед непосредственным знакомством с произведениями, посмотрите короткий фильм (там же, в музее), он дает хорошее представление о художниках "Синего всадника".

Выставка небольшая, бежать никуда не надо - наслаждайтесь. Каждый найдет свой цвет, окунется и растворится в нем. Искусство - лучший витамин дождливой осенью.

3
0
9
Мария Казакова
107 отзывов, 166 оценок, рейтинг 102
12 декабря 2011

Понравилось.

Много картин Кандинского - не тех абстрактных композиций из линий и пятен, к которым мы привыкли, а других - полуреалистичных и даже совсем реалистичных.
Много Макке.
Есть Штук, но те две-три картины, которые представлены на выставке, не произвели того потрясающего впечатления, которое возникает при созерцании других его работ.
Зато впервые в жизни я увидела вживую полотна оригинального и яркого анималиста Франца Марка. Давно мечтала :)
В России его картин нет.
На выставку стоит идти хотя бы для того, чтобы увидеть этого художника!

2
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все