Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка
Трудовая книжка

Жиляев и компания о фрилансе

Молодой куратор Арсений Жиляев собрал вокруг ­себя группу товарищей, чтобы поставить вопрос об образе жизни и трудовых правах умственных ­пролетариев эпохи постинформации ребром. Как живет в наше время молодой художник, дизайнер, ­куратор — любой фрилансер творческой профессии? Так ли он свободен, как кажется с виду, и так ли завидна его воля?

  • Трудовая книжка – афиша
  • Трудовая книжка – афиша
  • Трудовая книжка – афиша
Инсталляция

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Новоженова
105 отзывов, 105 оценок, рейтинг 599
22 июня 2011
Трудовая подноготная творческих пролетариев

Пока искусствоведы советской школы пытаются забыть марксистскую теорию искусства как страшный сон, молодой куратор Арсений Жиляев извлекает из нее все новые поводы для выставок на злобу дня: за короткое время он одним только личным обаянием ухитрился сделать тему производственных отношений в искусстве предметом стильным — в каком-то смысле даже чересчур.

Новый его проект — инициатива, впрочем, отнюдь не декоративная. Куратор собирает вокруг себя молодых художников, чтобы поговорить об уязвимом положении творческого работника в системе капиталистического производства. Вместо произведений искусства, которых на выставке не будет вовсе, покажут документацию того, чего, по идее, художникам положено стыдиться, — того, чем они на са­мом деле зарабатывают на жизнь в условиях, когда одним искусством не прокормишься. Хаим Сокол толкует в еврейской школе Тору, Паруйр Давтян работает пиарщиком; кто-то делает плакаты, кто-то декорирует клубы, а кто-то читает газеты слепому профессору.

Если уж говорить строго по-марксистски, запись в трудовой книжке каждого участника — свидетельство вынужденного коллаборационизма с господствующими производственными отношениями. Но ведь представленные тут художники не все такие уж отъявленные социалисты и авангардисты. Почти никто из них в своей чисто художественной практике не пытается выходить за пределы искусства, как о том мечтали, к примеру, советские производственники и конструктивисты в 20-х годах, первыми заговорившие о художнике как о работнике, а об ис­кусстве как о производстве объектов для новой жизни. Большинство экспонентов «Трудовой книжки» ни о какой такой новой жизни не помышляют, да и куратор не вдается в творческие особенности авторов. Им просто предлагается обнажить перед зрителем не слишком художественную правду своего выживания и поразмыслить о возможных альтернативах трудовой организации. Никаких утопий, сплошной реализм: часть выставочного пространства приспособят под дискуссионную площадку, где будут решать, как выгородить себе хоть капельку трудовых прав, будь ты молодой художник, куратор или другой умственный пролетарий эпохи постинформации. А как только решат, тогда, наверное, сразу примутся за утопии.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все