Выставки Москвы

Выставка Святая Русь, Москва

8.2

Золотой фонд древнерусского искусства

Место проведения

Третьяковская галерея на Крымском Валу
Авангард и соцреализм
В залах на Крымском Валу планировали разместить Государственную картинную галерею СССР — собрание искусства советского периода, а Третьяковка должна была оставаться музеем искусства досоветского. Но в 1985 году Государственную картинную галерею присоединили к Третьяковской — и помещение на Крымском перешло к Третьяковке. Большую часть этой площади обычно использовали под запасники, а экспозиции были сменными. В последнее время на двух этажах развернута постоянная выставка — «Искусство XX века». Для школьников работает мастерская.
телефон+7 (495) 957 07 27
адрес
ценаВход 200–500 р., для детей до 18 лет вход свободный. Доступно людям с ограниченной подвижностью
официальный сайт
входит в сетьТретьяковская галерея

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Константин Агунович
отзывы:
786
оценок:
173
рейтинг:
1020

Золотой фонд древнерусского искусства

«Ничего подобного прежде не видали нигде, и даже в России», — хвастался год назад на вернисаже «Святой Руси» директор Лувра Анри Луаретт; Луаретт положил пять лет жизни, чтобы собрать «Святую Русь» — более четырехсот экспонатов, начиная эрмитажной половецкой бабой и заканчивая портретом молодого Петра Первого из Кенсингтонского дворца, — так что для такой похвальбы были все основания. От мелкого и неказистого золотого перстенька до внушительной раскрашенной модели растреллиевского Смольного монастыря из Музея Академии художеств и до еще более громоздких 670-килограммовых «златых врат» Богородице-Рождественского собора в Суздале: действительно, никогда прежде, ни там, ни здесь, золотой фонд допетровского искусства не собирался в таком составе под одной крышей; два президента, российский и французский, открывавшие луврскую выставку по случаю года России во Франции, на фоне суздальских «златых врат» выглядели в два с половиной раза крошечнее. Кстати, о крыше: ради последнего экспоната в Лувре пришлось поднимать потолок — и это еще что, если вспомнить, что допрежь сей экспонат Суздаль вообще не покидал. И то же относится не к одной, не к двум и не к дюжине вещей с выставки, чья совокупная страховка составила что-то около миллиарда евро; невыездные преж­де вещи охотно снабжались паспортами. Не бывал за границей, например, золотой оклад рублевской «Троицы» из Сергиево-Посадского музея — сергиевопосадским музейщикам, кажется, и мысль такая в голову не приходила: что вот это вот (31 алмаз, 74 изумруда, 44 сапфира, 7 рубинов и т.д.) вообще можно вывозить, — но луврская выставка уже была вписана в программу года России во Франции («какая крыша?»); и Луаретт снова отправлялся в Россию, в Москву, в Сергиев Посад, куда-то там еще; верный глаз безошибочно выбирал хайлайты крупнейших отечественных коллекций; вещи изымались даже из постоянных музейных экспозиций. За пять лет долговязая фигура луврского президент-директора примелькалась музейщикам и культурным функционерам, и не только культурным: за благословением выставки, сказали, надо обратиться к патриарху, теперь так принято — что ж, с поклону спина не переломится, голова не отвалится, побывал и у патриарха. «Ничего подобного не видали даже в России» — да и не увидали бы, собрать такой best of the best отечественные музеи и ду­мать бы не решились; удивительно уже, что повторить рискнули, — спасибо ­президенту, высказавшему мысль о московско-петербургском ремейке париж­ского блокбастера. «Ничего подобного не видали прежде» — ну а теперь и тем более не увидят, в свете-то недавно грянувшего и подписанного тем же президентом Федерального закона №327, о передаче РПЦ «имущества религиозно­го назначения». «Ничего подобного» — уж точно: ни кенсингтонский Петр, ни луврский автограф Ярославны в наш ремейк не пустили; оплечье доспехов Андрея Боголюбского — на нашей выставке единственный теперь луврский и вообще зарубежный экспонат — в Москве пробудет месяц. Затем отправит­ся во Владимир с официальным визитом; потом, возможно, в Петербург, осчастливить тамошнюю премьеру «Святой Руси»; далее назад, в Париж, — ну чисто их директор.

3

Отзывы пользователей о выставке «Святая Русь»

Фото Joker
отзывы:
108
оценок:
363
рейтинг:
245
9

Довольно эклектичное собрание и не очень правильно расставленное. Но есть исключительные перлы. Один из них я даже, против правил сфотографировал - Покров Святого Князя Александра Невского, 1670-80 -х годов, Сольвычегодск, строгановские мастерские. 400 лет прошло, но канон есть канон. Князь не только не славянской наружности, как в фильме Эйзенштейна, но выглядит, и даже бородка подстрижена, типичным монгольским князьком. Вот что делает история. К сожалению модератор не одобрил фотографию. Кроме того меня, как не специалиста по древнерусскому искусству, но просто человека, интересующегося проявлением духа поразили несколько удивительных работ. Перечислю в произвольном порядке, как на выставке, где Симон Ушаков находится рядом с византийским мастером 7 века. Богоматерь Одигитрия Пименовская; рельефная фигура с крышки раки Святого Антония Римлянина, конец 16 века, Новгород; Икона Преподобного Онуфрия Великого, Москва, 1670 годы; Огненное Восхождение Пророка Илии, нач. 16 в. Псков; маленькая иконка Святого Василия Блаженного, конец 16 в. Москва; Святые Иоанн Лествичник, Григорий и Власий, 13 в. Новгород; оклад иконы "Святая троица" Андрея Рублева, конец 16 века Москва; крышка раки Царевича Димитрия, 1630 г. Москва; Иоанн Предтеча, 1560 - е годы, Москва; Преподобный Максим Грек, 17 в. Москва; Богоматерь Неопалимая Купина, 16 в. Москва; Деисусный чин. Спас Вседержитель. Богоматерь. Иоанн Предтеча, 15 в. Псков; Деисус 13 век, Владимиро-Суздальская Русь?; Златые Врата Собора Рождества Богородицы в Суздале, 13 в. Суздаль; Надгробный иконостас Царевны Софьи в Смоленском Соборе Новодевичьего монастыря; Иконостас Успенского Собора Кирилло-Белозерского монастыря, около 1497 года; Преображение из Спасо-Преображенского Собора Спасского монастыря в Ярославле; Видение Хутынского пономаря Тарасия, конец 17 в. Новгород; Видение Преподобного Иоанна Лествичника, 16 в. Москва; Преподобный Сергий Радонежский с житием, 16 в. Москва; и, конечно, Богоматерь Владимирская Андрея Рублева?, конец 14 - начало 15 века, Москва.

1
Фото Анна Юхачёва
отзывы:
10
оценок:
10
рейтинг:
12
9

На выставку я попал случайно. Моя подруга, которая обычно ни куда меня не зовёт, вдруг предложила мне сходить. Описание мне показалось довольно странным, стоит упомянуть, что я не очень люблю иконопись и экспозиции с данным видом искусства я обычно прохожу очень быстро, не останавливаясь и не приглядываясь особо к работам, ну не моё в общем. А тут подруга сказала, что ей посоветовала мама и она хочет пойти. Мы давно с ней не виделись и я подумал, ну а почему бы и не сходить. В итоге нам так и не удалось пообщаться, но это не главное в этой истории. Оказалось ей такой вид искусства тоже не близок и она просто решила попробовать что-то, на что она сама не решилась бы пойти ни когда.

Выставка оказалась великолепной. Очень понравилась атмосфера стоящая в экспозиционных помещениях, высокие потолки, приглушённый свет, тишина и ели слышные перешёптывание посетителей лучше всего для просмотра такой выставки.
Поразило, то на сколько древние были представлены экспонаты, большинству из них было по 500-600 лет, а некоторым и вовсе по тысяче. То как разбито помещение, тоже очень порадовало, около четыре или пять тем (возможно больше точно не помню), исторически показывающих, как на Руси развивалось христианство, каждую из которых представляли довольно большое количество работ.

Удивило количество деталей и скрупулёзность в некоторых работах, например образы вырезанные на большой перламутровой раковине или оклад "Троицы" Андрея Рублёва украшенной камнями, на которых очень четко высечены святые. Обрадовало и разнообразие стилей, в которых были написаны работы. Одно из самых больших впечатлений на меня произвела работа "Христос вседержитель на престоле" (конец 17 начало 18 века) к ней я подходил три раза, да и вообще всю экспозицию обошёл несколько раз и уходить совсем не хотелось.С таким удовольствием, так долго и скрупулёзно рассматривая каждый экспонат я не ходил очень давно, и ни когда не подумал бы, что так стал бы ходить по выставке о истории христианства на Руси.

Если увидев, что сейчас проходит эта выставка вы подумали, что вам это не интересно, не спешите с выводами, попробуйте и возможно она вам понравится и удивит вас, так как удивила меня. А если эта тема для вас интересна, то на вашем месте я бы не стал пропускать такое событие ни за что на свете, не часто бывают такие крупные и так хорошо собранные выставки.

1
Фото Потёмкинский Матрос
отзывы:
65
оценок:
66
рейтинг:
40
5

К сожалению у выставки отсутствует сколько нибудь интересная для отечественного зрителя концепци . Просто иконы и предметы декоративно прикладного искусства собраны в одном месте и даже потолка не надо было ломать. Наверное французам такая экспозиция действительно интересна. Кто собирается, пусть идёт в четверг вечером, когда есть сборные экскурсии за 80р. Самостоятельно смотреть практически невозможно.

0
Фото Yuri Jakor
отзывы:
125
оценок:
987
рейтинг:
79
7

Выставка «Святая Русь», проходящая в Третьяковской галерее на Крымском валу кажется является самой представительной выставкой древнерусского искусства за всю историю российского музейного дела. Кроме собственно икон на выставке присутствуют огромное количество древних рукописей, включая богато иллюстрированную Радзивилловскую летопись (617 раскрашенных миниатюр, XV век), причем книги вполне можно и полистать на расположенных рядом электронных версиях. Не могу сказать, что легко справился со всеми уставами и полууставами, но церемония любопытная.
Собственно, изначально выставка была показана в Париже в рамках года России во Франции и если бы не неосторожное предложение президента Медведева, то российские зрители выставку бы не увидели. Каждый из музеев-участников (а их более 10, включая действующие монастыри) отдали на выставку свои самые драгоценные экспонаты и явно не горели желанием показывать их не только в Лувре, но и Третьяковке с Русским музеем. Но, спорить с президентом рискнули только некоторые западные участники, выставка доехала до Москвы без нескольких весьма любопытных экспонатов из западных музеев (автограф Ярославны, например).
Впрочем, иконы для Франции все таки являются экзотикой и вещью, безусловно принадлежащей лишь к разделу искусства. В России ситуация несколько более сложная. Икона не только уникальное произведение живописи, иллюстрирующие русские традиции живописи, но одновременно и предмет культа. Отсюда возникают столь странные образы, как женщина без головного убора, крестящаяся у владимирской богоматери (1409 год, возможно, написана Андреем Рублевым, хранится во Владимире, не путать с чудотворной иконой из Успенского собора Кремля) на фоне милой индийской семьи.
С другой стороны, иконы оказавшись вне полутемных храмов начинают играть всем буйством жизни, свойственным русскому характеру. Недаром Малявин с его изображением пестрых русских одежд, деревенских платков вспоминал народную русскую живопись, в том числе и иконы.
Наконец, мало где можно встретить такое количество житийных икон, которые восхищают не только тщательной проработкой мелких деталей (этим вообще отличаются все экспонаты выставки), но и тем, что они на самом деле излагают жития святого каждому неграмотному крестьянину. В какой-то степени иконы выполняли функции комикса. Древнерусское искусство, несмотря на свою культовую значимость, крайне витально и даже радостно.
Вот только вечно старым и вечно недовольным женщинам в черном, что можно встретить у каждого храма, этого понять не дано. А жаль.

0

Галерея