Выставки Москвы

Выставка Андрей Рублев. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника, Москва
Третьяковская галерея, 21 декабря 2010 – 20 марта 2011

7.6

Полное собрание присочинений

Иконы, книжные миниатюры и фрагменты монументальной живописи главного художника русско­го Средневековья. О принадлежности руке Рубле­ва можно с известной степенью достоверности ­говорить в случае только третьяковской «Троицы», ну а все остальное — завоевания отечественного ­искусствоведения, последние лет сто приписывав­шего Рублеву все, что получше, и отказывавшего в авторстве тем вещам, что искусствоведов не так вставляли.

Место проведения

Третьяковская галерея
Главный музей отечественного искусства в Москве
Третьяковка с 2017 года официально разделилась на два комплекса: на Крымском Валу теперь «Новая Третьяковка» и XX век, в Лаврушинском переулке — все, что было раньше. В старой без малого 1300 произведений — от икон и мозаик XI века до портретов и пейзажей начала века XX. Среди безусловных шедевров — «Троица» Андрея Рублева и «Явление Христа народу» Александра Иванова.  Временные выставки-блокбастеры с равным успехом проходят и в старом, и в новом здании: шедевры Ватикана, например, показывали в Инженерном корпусе комплекса на Лаврушинском, а смотр работ периода оттепели проходил на Крымском Валу. Очереди, впрочем, стоят перед обоими филиалами, так что билеты лучше покупать заранее.  
телефон+7 (495) 957 07 27
адрес
ценаВход 150–450 р., для детей до 18 лет вход свободный. Доступно людям с ограниченной подвижностью
официальный сайт
входит в сетьТретьяковская галерея

Галерея

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Константин Агунович
отзывы:
786
оценок:
173
рейтинг:
1020

Рублев, которого, может, и не было

«Не вещь почитаем, но вид и изображение красоты ее, так как почитание иконы переходит в поклонение Прообразу ее», — писал первый известный почитатель и коллекционер Рублева Иосиф Волоцкий; но что же это о вещах и вещах только и речь? Двухлетней давности конфликт вокруг возможности-невозможности транспортировки «Троицы» из Третьяковки в Троице-Сергиеву лавру выглядел страшно и одновременно комично на фоне самой иконы, написанной, «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего»; искусствоведы и ортодоксы ломали копия, выясняя, кто на что крепче молится, пока ссора не утихла сама собой — понятно, до следующего случая; ну а вот и повод. Точнее, масса поводов и масса вопросов, начиная от искус­ствоведчески узкопрофессиональных и заканчивая мировоззренческими. Оста­новимся на узкопрофессиональных, знать о которых, однако, будет полезным и широкой публике. Например, в подзаголовке «К 650-летию великого худож­ника» вот это «к 650-летию» читать следует как «к 50-летию назначения Руб­лева 600-летним» — так как на самом деле сказать про Рублева, где и когда он родился, невозможно. Известно зато, когда, как и даже почему в энциклопедиях появляется эта дата, 1360 год, — с аккуратной приставкой «ок.» (в 1960-м ЮНЕСКО отпраздновало первый рублевский юбилей, незадолго перед тем сы­нициированный картельным сговором выдающихся советских искусствоведов и поддержанный Эренбургом, — аккурат в разгаре второго, хрущевского разорения церквей). А до того и после — Рублева собирали и собирают, как скелет до­исторического животного, по одному позвонку; со временем менялись представления о Рублеве-художнике — исключительно абстрактные, не подкрепляемые достоверно ни одним памятником, до сих пор несводимые воедино (да и мог ли написать Звенигородский чин и «Троицу» один человек?), но в любые времена была непоколебима уверенность, что Рублев жил (три палеографических упоминания считать верными), жив (произведения его, хотя бы и записанные поверх, все же сохранились), будет жить (реноме русского величайшего, пусть и легендарного художника не оспаривалось никогда: Рублев — это символ, идеал художника вообще, чьему имени приписывают авторство по принципу «ну а кто ж еще у нас такой красивый?»). В этом смысле можно было б отметить еще и 105-летие, как Рублев стал тем Рублевым, которого представляют ныне, кото­рого ищут и хотят, — после того как в Троице-Сергиевой лавре реставратор Гурьянов снял оклад и расчистил «Троицу», и выяснилось, что исключительных ­статей художник не только легенда; вот этого-то Рублева сейчас собирают и соберут в Третьяковке — «впервые воедино», обещает анонс; ну ок.

Отзывы пользователей о выставке «Андрей Рублев. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника»

Фото Bartolomeo Lanzetti
отзывы:
47
оценок:
49
рейтинг:
72
5

Ожидая чего-нибудь фундаментального или масштабного, пришлось свои ожидания сразу же убрать и спрятать куда-нибудь подальше. Формально вся экспозиция занимает всего лишь один, пусть и весьма внушительный, зал. Собственно, в нем очевидной работой великого художника является лишь одна известная всем "Троица". Остальным же приписывается или авторство со знаком вопроса, или вообще оно принадлежит "ближайшему окружению" иконописца.

Впрочем, это не говорит о том, что посмотреть тут больше нечего. Само наличие произведений, которым около шести столетий, конечно, впечатляет. Здесь, допустим, можно одновременно увидеть несколько вариантов Владимирской Богоматери, собранных из различных источников (в создании выставки поучаствовали всевозможные музеи так или иначе к Рублёву причастные). Или, например, царские врата из Троице-Сергиевой Лавры. И, конечно же, всяческое внимание привлекает к себе огромный, во всю стену, Деисусный ряд икон из Успенского собора, что находится во Владимире. Выглядит, и впрямь, очень впечатляюще.

Иными словами, людям, что подобной живописью интересуются, будет, конечно, очень кстати всё это ещё раз посмотреть. Ещё раз - потому что почти наверняка многие из них всё это уже видели. Всё-таки, что Сергиев Посад, что Владимир от Москвы находятся не слишком далеко. И единственным преимуществом здесь является факт наличия всех иконописных реликвий в одном месте.
А остальным, широким массам, не сильно продвинутым в иконописной теме, после просмотра известной "Святой Троицы" остается только находить по десять отличий одного спаса от другого.

Фото Valeria Popova
отзывы:
60
оценок:
60
рейтинг:
62
7

Поставила оценку "хорошо" только из-за религиозных соображений. Что же касается самой организации выставки, то здесь много претензий и недочетов. Понятно, что иконы, написанные более 600-та лет назад требуются особые условия, в том числе и освещение. Но лапты установлены таким образом, что подходя ближе для детального рассмотрения работы половина ее теряется из-за бликов. Церковная музыка, играющая фоном создает двоякое ощущение. Сразу хочется встать, зажечь свечу и помолиться, ничего не рассматривая и не обсуждая. Выставка будет интересна людям, не причастным к вере, и не испытывающим особого трепета при взгляде на лик Владимирской Богоматери, к примеру. В целом, конечно же, интересно взглянуть на работы знаменитейшего в нашей стране человека, сохранившиеся не так идеально, как хотелось бы. На известной, пожалуй, каждой православному человека "Святой Троице" едва виднеются палаты Авраама, Мамврийский дуб и гора Мория. Но, безусловно, интересно взглянуть на самую знаменитую работу Андрея Рублева. Авторство многих работ не доказано до сих пор, что также отражено на выставке.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить