Мысль, что московский концептуализм — единственное, чем отметилось отечественное искусство в конце ХХ века, — это мысль давняя; но кураторы выставки «Поле действия» ничтоже сумняшеся поделили всю вторую половину ХХ века на протоконцептуалистов, концептуалистов и постконцептуалистов. И в том преуспели: вещи собраны суперские.
Фотография, Живопись, Графика, Инсталляция |
Выставка работ из собрания Екатерины и Владимира Семенихиных сделана профессиональнее и куда с большей любовью, чем подобные ей в Музее современного искусства. Только название неточное: далеко не все здесь можно назвать искусством «концептуальным». Концептуальное – это когда идею работы можно рассказать по телефону и на другом конце провода эту работу воссоздать. А здесь – надо видеть. Есть живопись Анатолия Зверева, Дмитрия Краснопевцева, Оскара Рабина. Есть качественный соцарт – например, замечательный «Бюст в духе Растрелли» Бориса Орлова, весь в орденских планках и без головы. Или деревянный медведь-кузнец Леонида Сокова – с серпом и молотом. Художник пишет: «Я вынимал из снарядов советских бытовых символов детонатор агрессивности, превращая их в веселые объекты, похожие на игрушки». Правда, медведь все равно получился страшноватый – видно, часть детонатора художник оставил. Но ведь действует детонатор этот только на наше поколение – уйдет оно, и никто не поймет, в чем тут хохма. Для меня, как историка, интересна была документация первых альтернативных выставок – бульдозерной (1974) и на ВДНХ (1975), фотопортреты художников и трогательные фотографии их мастерских. Ненавязчиво показана жизнь сообщества людей самых пестрых взглядов, маргинальных по отношению к власти и полностью свободных в своем кругу. Судьба их повторяет судьбу страны. Юрий Соболев признавался: «В 50-60-е годы я думал, что художник обязан знать какую-нибудь конечную истину и сообщить о ней людям. Потом, в 70-е – я думал, что конечной истины, слава Богу, нет, и надо сообщить об этом людям. Теперь я думаю, что никому совершенно не нужно ничего сообщать. Хорошо бы найти способ общения с самим собой. Это кажется мне теперь конечной истиной». Так было в 1985 году. А что думают художники теперь, в совсем другой стране, в которой, кроме всего прочего, завелся арт-рынок? В 1990-е на Западе возник жуткий интерес к нашему андерграунду, и художники чуть зажирели. У них появились деньги на покупку материалов, что, на мой взгляд, снизило оригинальность и «прикольность» их работ. Вместо милых кустарных вещичек появились гигантские холсты и сложные модели. Вместо «переносной выставки», помещавшейся в спичечном коробке – серийное производство инсталляций, которое наладили уехавшие на Запад супруги Кабаковы. Не все, конечно, продались, но гребенка глобализации основательно причесала наш «романтический» концептуализм. Как будто в мастерских московских художников сделали евроремонт.
...вкус и умение видеть, умение разглядеть, остроумие и, конечно,
знаточество организаторв, обеспечили прекрасный результат!
А резул ьтат - это оплодотворение работ художников-счастливцев,
выбраных-избранных лучом искусствоведа.
Содержательно.
Нескучно.
Профессионально.
Рекомендую!
П.С.
Если слова - концептуальное-современное-нонконформизм - не знакомы, вначале -в ВИКИПЕДИЮ!