Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Выставка
Феномен Литовской школы. Западная фотография в СССР 

Средняя оценка: 4.3 из 5

Голосов: 93

Проголосовать
Выставка закончилась

В Советском Союзе Прибалтика играла роль кар­манного Запада, а прибалтийская фотография, со­ответственно, — почти настоящей западной. Прибалтам действительно позволялось чуть больше, чем другим советским фотографам; и свою стилевую и сюжетную особенность они пестовали как могли. Отсюда и выросла литовская школа — потому что еще в 60-е никакой школы не было, быть не могло (будущий мэтр Антанас Суткус учился самостоятельно — по западным фотожурналам 30-х, вот и вся «западность»). Понятие «литовская школа» изобрел московский журналист Анри Вартанов после легендарной выставки девяти литовских фотографов 1969 года в московском Домжуре.

Антанас Суткус, Александрас Мацияускас и Виталий Бутырин

Рецензия «Афиши»

Нет оценки
Спасибо! 3
Константин Агунович

785 рецензий · 173 оценки · 1018 спасибо

Почти что западная фотография в СССР

По правде, что сейчас известно о «литовской школе»? Ничего особо. Ну Суткус: живой классик, бессменный председатель тамошнего Союза фотохудожников, литовский Куделка — это да. Тем более что он время от времени все-таки показывается в России. Остальные из-за отсутствия выставок и публикаций — парафия специалистов. Центр имени братьев Люмьер в прошлом году объявил цикл «Классики литовской фотографии», показав... Показать полностью

Почти что западная фотография в СССР

По правде, что сейчас известно о «литовской школе»? Ничего особо. Ну Суткус: живой классик, бессменный председатель тамошнего Союза фотохудожников, литовский Куделка — это да. Тем более что он время от времени все-таки показывается в России. Остальные из-за отсутствия выставок и публикаций — парафия специалистов. Центр имени братьев Люмьер в прошлом году объявил цикл «Классики литовской фотографии», показав небольшую ретроспективу Александра, пардон, Александраса Мацияускаса; сейчас к вечно диагональному, с надрывчиком, Мацияускусу добавились а) любитель фантастических фотомонтажей Виталий Бутырин и б) разумеется, Суткус — итого трое из Каунасского фотоклуба образца конца 1960-х, трое из девяти участников легендарной выставки, проходившей в московском Центральном доме журналиста в 1969 году. Когда, собственно, и возникло само понятие «литовской школы».

Автор термина, журналист Анри Вартанов, вряд ли задумывался тогда об одной специфической особенности именно что «школы», то есть способа и средства обучения: в Литве с довоенных времен все-таки сохранялись в библиотеках такие журналы, которых в Советском Союзе в открытом доступе быть не могло; европейские довоенные фотожурналы послужили школой первой ступени тому же Суткусу… Но Вартанов имел в виду скорее более очевидные вещи — как и те, кто его термин сразу подхватил: да-да, литовская школа, это свойственно литовской школе, литовская школа славится бытописательством и держится репортерского эпического реализма в духе как раз довоенных 30-х — коротко говоря, «литовская школа» была попросту визуально непохожа на остальную советскую. И непохожесть сказывалась не только в большей ознакомленности литовцев с европейской фотографией, в большей формалистичности и порой демонстративной, чрезмерной выпяченности конструкции. Была при этом еще и культивируемая нарочно провинциальная грубоватость, некий хитроватый наив, расчетливая и экономная крестьянская топорность в приспособлении европейских приемов. С порога, опережая возможную критику «формалистических вывихов», заявлялось: мы люди простые и чистые, взять с нас нечего; снимаем как можем, по-литовски (это как если бы к вам стали обращаться с подчеркнутым акцентом). Вартанов говорил, что литовцы в первый раз показались ему слишком уж друг на друга похожими (как обычно, выделялся Суткус). И настоящее, нынешнее значение понятия «литовской школы» появилось не сразу: штудии иностранных фотожурналов прекратились вместе с нарочитой корявостью старательных ученических опытов — за не­надобностью теперь кому-то подражать, — и вчерашние гелертеры разбрелись по просторам литовской фотографии.

Скрыть

Лучшая рецензия
Оценка: 5 из 5
Спасибо! 8
Kseniya Verbitskaya

6 рецензий · 11 оценок · 23 спасибо

Для меня эта выставка - прежде всего ряд совершенно потрясающих по силе воздействия психологических портретов. Некоторые фотографии притягивают к себе, как магнит, хочется вернуться к ним еще не один раз, хочется заглянуть в глаза той девочки, что смотрит на нас с фотографии "Руки", "Слепой пионер" тронул до глубины души... Все увиденное оставляет очень приятное послевкусие, которое хочется холить и лелеять внутри себя, чтобы хватило надолго. Однозначно, даже если Вы не... Читать полностью

Отзывы пользователей

Оценка: 3 из 5
Светлана

5 рецензий · 5 оценок · 2 спасибо

Мое мнение очень субъективно, но все же имеет право быть))) Перед походом на выставку только-только вернулась из Вильнюса, поэтому просто не могла не сходить)) Но...как-то не прониклась, возможно, ожидала увидеть или прочувствовать чего-то большего, впечатления от поездки были свежи, хотя знала, что ни литовских пейзажей, ни достопримечательностей не будет. Суткус, конечно, тронул некоторыми работами, Бутырин вообще нет. Согласна, что предыдущая выставка (фото 60-70) была замечательной, ну уж... Читать полностью

Оценка: 4 из 5
Сергей Ященко

95 рецензий · 216 оценок · 67 спасибо

"Эпоха застоя" - популярный стереотип: дремотный туман после хрущевского задора и до андроповских строгостей. Вот чтобы эта иллюзия развеялась, очень стоит сходить и посмотреть на литовскую фотографию. Главное - почитать прямо в первом же зале у входа, кто же выставляется.

Что выясняется: в СССР, где живут выездные и не, есть Литва, где снимают несколько человек, которых принимают за рубежом - с любопытством, а потом и с восторгом. Как же это всё называется? Правильный ответ:... Читать полностью

Оценка: 5 из 5
Алена Крупецкова

1 рецензия · 1 оценка · 0 спасибо

Понравилась выставка, не зря сходила. Работы Антанаса Суткуса тронули до глубины души. Бутырин не впечатлил.

Все рецензии 22

Итоги года Читатели «Афиши» выбирают лучшие сериалы 2017 года

Масштабные игры для больших команд

Игровые площадки для лучшего торжества

Квест Морфий

Мир сновидений с элементами перформанса

Космический квест, который точно понравится детям

В субботу, 16 декабря, команда лейбла System 108 проведет последнее в этом году событие Test 4 в...

Месяц назад в Москве открылся магазин детских книг «Маршак», который до этого полгода существовал в...

Кратко рассказываем, что достанется «Диснею» после исторической сделки по приобретению корпорации...

Instagram разрешил подписываться на хэштеги как на обычные профили. «Афиша Daily» собрала 15...