Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Выставка
Феномен Литовской школы. Западная фотография в СССР 

Средняя оценка: 4.3 из 5

Голосов: 93

Проголосовать
Выставка закончилась

В Советском Союзе Прибалтика играла роль кар­манного Запада, а прибалтийская фотография, со­ответственно, — почти настоящей западной. Прибалтам действительно позволялось чуть больше, чем другим советским фотографам; и свою стилевую и сюжетную особенность они пестовали как могли. Отсюда и выросла литовская школа — потому что еще в 60-е никакой школы не было, быть не могло (будущий мэтр Антанас Суткус учился самостоятельно — по западным фотожурналам 30-х, вот и вся «западность»). Понятие «литовская школа» изобрел московский журналист Анри Вартанов после легендарной выставки девяти литовских фотографов 1969 года в московском Домжуре.

Антанас Суткус, Александрас Мацияускас и Виталий Бутырин

Рецензия «Афиши»

Нет оценки
Спасибо! 3
Константин Агунович

785 рецензий · 173 оценки · 1017 спасибо

Почти что западная фотография в СССР

По правде, что сейчас известно о «литовской школе»? Ничего особо. Ну Суткус: живой классик, бессменный председатель тамошнего Союза фотохудожников, литовский Куделка — это да. Тем более что он время от времени все-таки показывается в России. Остальные из-за отсутствия выставок и публикаций — парафия специалистов. Центр имени братьев Люмьер в прошлом году объявил цикл «Классики литовской фотографии», показав... Показать полностью

Почти что западная фотография в СССР

По правде, что сейчас известно о «литовской школе»? Ничего особо. Ну Суткус: живой классик, бессменный председатель тамошнего Союза фотохудожников, литовский Куделка — это да. Тем более что он время от времени все-таки показывается в России. Остальные из-за отсутствия выставок и публикаций — парафия специалистов. Центр имени братьев Люмьер в прошлом году объявил цикл «Классики литовской фотографии», показав небольшую ретроспективу Александра, пардон, Александраса Мацияускаса; сейчас к вечно диагональному, с надрывчиком, Мацияускусу добавились а) любитель фантастических фотомонтажей Виталий Бутырин и б) разумеется, Суткус — итого трое из Каунасского фотоклуба образца конца 1960-х, трое из девяти участников легендарной выставки, проходившей в московском Центральном доме журналиста в 1969 году. Когда, собственно, и возникло само понятие «литовской школы».

Автор термина, журналист Анри Вартанов, вряд ли задумывался тогда об одной специфической особенности именно что «школы», то есть способа и средства обучения: в Литве с довоенных времен все-таки сохранялись в библиотеках такие журналы, которых в Советском Союзе в открытом доступе быть не могло; европейские довоенные фотожурналы послужили школой первой ступени тому же Суткусу… Но Вартанов имел в виду скорее более очевидные вещи — как и те, кто его термин сразу подхватил: да-да, литовская школа, это свойственно литовской школе, литовская школа славится бытописательством и держится репортерского эпического реализма в духе как раз довоенных 30-х — коротко говоря, «литовская школа» была попросту визуально непохожа на остальную советскую. И непохожесть сказывалась не только в большей ознакомленности литовцев с европейской фотографией, в большей формалистичности и порой демонстративной, чрезмерной выпяченности конструкции. Была при этом еще и культивируемая нарочно провинциальная грубоватость, некий хитроватый наив, расчетливая и экономная крестьянская топорность в приспособлении европейских приемов. С порога, опережая возможную критику «формалистических вывихов», заявлялось: мы люди простые и чистые, взять с нас нечего; снимаем как можем, по-литовски (это как если бы к вам стали обращаться с подчеркнутым акцентом). Вартанов говорил, что литовцы в первый раз показались ему слишком уж друг на друга похожими (как обычно, выделялся Суткус). И настоящее, нынешнее значение понятия «литовской школы» появилось не сразу: штудии иностранных фотожурналов прекратились вместе с нарочитой корявостью старательных ученических опытов — за не­надобностью теперь кому-то подражать, — и вчерашние гелертеры разбрелись по просторам литовской фотографии.

Скрыть

Лучшая рецензия
Оценка: 5 из 5
Спасибо! 8
Kseniya Verbitskaya

6 рецензий · 11 оценок · 23 спасибо

Для меня эта выставка - прежде всего ряд совершенно потрясающих по силе воздействия психологических портретов. Некоторые фотографии притягивают к себе, как магнит, хочется вернуться к ним еще не один раз, хочется заглянуть в глаза той девочки, что смотрит на нас с фотографии "Руки", "Слепой пионер" тронул до глубины души... Все увиденное оставляет очень приятное послевкусие, которое хочется холить и лелеять внутри себя, чтобы хватило надолго. Однозначно, даже если Вы не... Читать полностью

Отзывы пользователей

Оценка: 3 из 5
Светлана

5 рецензий · 5 оценок · 2 спасибо

Мое мнение очень субъективно, но все же имеет право быть))) Перед походом на выставку только-только вернулась из Вильнюса, поэтому просто не могла не сходить)) Но...как-то не прониклась, возможно, ожидала увидеть или прочувствовать чего-то большего, впечатления от поездки были свежи, хотя знала, что ни литовских пейзажей, ни достопримечательностей не будет. Суткус, конечно, тронул некоторыми работами, Бутырин вообще нет. Согласна, что предыдущая выставка (фото 60-70) была замечательной, ну уж... Читать полностью

Оценка: 4 из 5
Сергей Ященко

95 рецензий · 216 оценок · 67 спасибо

"Эпоха застоя" - популярный стереотип: дремотный туман после хрущевского задора и до андроповских строгостей. Вот чтобы эта иллюзия развеялась, очень стоит сходить и посмотреть на литовскую фотографию. Главное - почитать прямо в первом же зале у входа, кто же выставляется.

Что выясняется: в СССР, где живут выездные и не, есть Литва, где снимают несколько человек, которых принимают за рубежом - с любопытством, а потом и с восторгом. Как же это всё называется? Правильный ответ:... Читать полностью

Оценка: 5 из 5
Алена Крупецкова

1 рецензия · 1 оценка · 0 спасибо

Понравилась выставка, не зря сходила. Работы Антанаса Суткуса тронули до глубины души. Бутырин не впечатлил.

Все рецензии 22

Хайп «Пацаны, не смешите мои трусы»: Кизару о наркоторговле, побеге из России и рэпе

Игровые площадки для лучшего торжества

Масштабные игры для больших команд

Космический квест, который точно понравится детям

Квест Морфий

Мир сновидений с элементами перформанса

Прежде чем подводить окончательные итоги года в рубрике «Кино», мы предлагаем читателям «Афиши...

Режиссеры-дебютанты, добравшиеся до проката благодаря программе «Каро.Арт», проходят анкетирование...

Шесть героев «Афиши Daily» отправились во Vnukovo Outlet Village, чтобы поиграть в «Сикрет Санту» ...

Слово водорослям, Собчак в красном и «шутки с бородой» от Путина — о чем писали в твиттере...