Странное название «Черный менеджер революции» придумал директор музея Расим Назипов. Объясняет он его тем, что, мол, задача ставилась показать Свердлова «и не романтиком-революционером, и не безжалостным палачом, а предприимчивым управленцем, целеустремленным организатором сначала большевистского подполья, а затем и советского партаппарата». «Черным дьяволом революции» Свердлова называли его политические оппоненты — в числе прочего за пристрастие к черным кожанкам. Кожанка тут, кстати, одна из центральных деталей оформления — начиная с самого входа, стилизованного под гигантский черный пиджак, и заканчивая кожанками-воронами, что летят под потолком и черной стаей оседают в том углу, где собрали инсталляцию из портретов Свердлова (один, кстати, принадлежит кисти Михаила Брусиловского). Стоит добавить, что выставка эта здорово напоминает легендарную экспозицию-лабиринт, которой славился когда-то Музей молодежи. Совпадение это неслучайно — оформление и инсталляции делали те же художники: Вячеслав Савин, Петр Малков и др.
Историческая, Фотография, Графика, Инсталляция |