Участники многих кассельских «Документ» и лауреаты «Золотого льва» Венецианской биеннале, Бернд и Хилла Бехер сделали вклад в фотоискусство, создав концептуалистские «типологии промышленной архитектуры»: берутся старые домны, шахты, колодцы, водонапорные башни и тому подобные неказистости — а выглядят словно памятники цивилизации «железного» XIX века.
Фотография |
В чем-то конструкторы, где-то минималисты, абсолютно всюду концептуалисты, Бернд и Хилла Бехер сделали свой вклад в фотоискусство между 1957-м и 1959-м, создав «типологии». Суть такова: берутся старые промышленные объекты (первоначально это были здания Южной Вестфалии, потом уже всей Германии и Европы), снимаются на черно-белую пленку с фронтальной точки при естественном освещении и таким образом, чтобы отсутствовали любые указания на место и время. Остается одинокий промышленный объект, выпавший из исторической и функциональной канвы, чистый артефакт, полученный по «методу Бехеров».
В "Екатерине" в рамках фотобиеннале выставка актуальных немецких классиков Бернда и Хиллы Бехер. Меня интересовала индустриальная фотография задолго до того, как я увидел работы Андреаса Гурски (99 центов), а через него узнал его учителей, супруг Бехер. В возрасте восемнадцати лет я пережил падение - в поисках лучшего кадра на крыше недостроенного гаража я сделал шаг назад и ненадолго ушел из этого мира. А когда вернулся, оказался в мире тотальной экзистенции, без социологических ярлыков, как в развязке "Тошноты" у Сартра. Эта беспощадная реальность после сотрясения (а это собственно оно и было) вскоре прошло, и уже не проходило никогда. Совершенно особый мир, торжество формы, черно-белой фактуры, остраненный мизантропический взгляд на техническую безлюдную пустыню. Ни вам "решающих моментов", ни порнографии, ни документальной репортажности. Водонапорные башни, кирпичные стены, железнодорожные станции, железобетонные конструкции. Вот что я люблю.
Здесь действительно не может быть одного мнения. Мне, в визуальном смысле, очень нравится индустриальная архитектура, ее массивность, одноцветность, какая-то страшная скрытая сила. А кому-то нет.
Выставка удивила меня. Смотря на эти вырванные из времени и места объекты, начинаешь немного теряться сам. Но еще больше меня удивило богатство и разнообразие, казалось-бы однотипных водонапорных башен. Поразительно то, насколько индустриальная архитектура на самом деле может быть богата, и то ,что им (Бернду и Хилле) удалось собрать такую по-истине уникальную коллекцию из разного времени и разных мест.