Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка
Екатерина Грачева

О выставке
  • Екатерина Грачева – афиша
  • Екатерина Грачева – афиша
  • Екатерина Грачева – афиша
  • Екатерина Грачева – афиша
  • Екатерина Грачева – афиша
Живопись, Графика

Как вам выставка?

Отзывы

9
Олег Привалов
1 отзыв, 2 оценки, рейтинг 2
15 марта 2010

Екатерина Грачёва – мастер оживления обезлюдевших пространств; свидетель картин гулкого безмолвия городов, беспричинно покинутых людьми.
Наблюдая мир из окон, обращённых в таинственную природу живописного сна, она, с одержимостью средневекового алхимика, используя опыт и знания, вдохновлённые художественным чувством, стремится проникнуть взором за грани бытия, соединяя солнечный свет и краски в живую материю непрерывной формы, сотканную из бесчисленных магических образов и непостижимых смыслов.

Нам, словно позволено заглянуть на творческую кухню перемещенную на время в камерное пространство галереи. Здесь главными объектами живописных «исследований» художника, выступают неодушевленные предметы, рожденные в результате деятельности человека. чаще всего, это архитектурные сооружения, предстающие в «портретных», недвижимо- монументальных позах. Иногда,- фрагменты зданий, состоящие из «красноречивых» деталей, а в редких случаях,- более «живые» (точнее, более подвижные) изобретения людей;- лодка, автомобиль или карусель в городском парке.
Мадьярка, запирающая ворота (не за последними ли, ушедшими из города, людьми?)- не в счет! Даже женский наряд, изображённый в пастели «Синий дом», как будто только для антуража и уточнения масштаба, кажется более живым и подвижным, чем это странное существо-призрак, с застывшими жестами и ничего не выражающими чертами лица.
В этой живописи нет «радикальных жестов» или какой-либо идеологии. Локальные цвета, чистые фоны, образы многозначности и эмоционального напряжения. Общий смысл спрятан, язык картин подобен притчам.
В «портретах» домов сквозит едва уловимое влияние «монументального примитивизма», столь характерного для европейских «рукотворных» вывесок 19-нач.20 вв. Но, если самим «портретируемым» и присущи черты ремесленной эстетики примитивизма(«говорящие» детали, декоративное использование элементов ордера), подготовленный зритель легко убедится в том, что «вывесочность» работ обманчива. Эта живопись мало похожа на творения народных умельцев, тяготевшие к натурализму, а скорее, близка к приемам постимпрессионистов (Сезанна, Ван Гога и Утрилло), сгармонизированным академическими образованием и опытом.

Автор не ограничивает себя возможностями масляных красок, обращаясь к технике пастели. Используя лучшие качества этого материала- светоносность, глубокие, прозрачные тона, и чувственную бархатистость, она, словно пытается вызвать у публики ощущение «присутствия», предлагая увидеть каждый штрих, почувствовать живой трепет каждого прикосновение руки.
Небрежность здесь непозволительна! В отличии от масла, которое допускает переделки и исправления в процессе создания живописного полотна, пастель невозможно нанести в несколько слоёв,- она требует от художника точности и мастерства! Знаменитые «пастельные тона», излучающие мягкий, таинственный свет, возможны в действительности, лишь, при первозданном нанесении краски на плоскость листа! В то же время, пастель позволяет нашему глазу увидеть всё многообразие оттенков цвета, никогда не смешивая штрихи полностью. След каждого явно различим в виде мельчайших частиц пигмента,-ведь в пастели нет растворителя! Пастель, скрадывая контуры изображаемых предметов, помогает представить урбанизированную среду, как неотъемлемую часть Божественного мира, в котором здания «живут и расцветают» с не меньшей убедительностью, чем кусты и деревья. Картина «Парламент» как нельзя лучше служит доказательством данного утверждения, а «дом в Венеции», несмотря на почти полное отсутствие живой природы (за исключением солнечного луча и крошечного фрагмента неба), являет ярчайший пример одухотворённой рукотворной среды!

Пожалуй, только в двух работах («Сиена» и «Дворик в Буде») можно увидеть попытку «обуздания» рукотворной среды и превращения ее составляющих в подобие гротескно-стилизованных декораций, образующий неподвижно- безжизненный фон для деревьев- живых и прекрасных форм, созданных самой природой…
Если сравнивать эти картины между собой, безупречных с точки зрения композиции, преимущества пастели в передаче воздушной среды становятся очевидными. Кронам деревьев в «Сиене» не достает той пастельной свежести и выразительности которая отличает «Дворик в Буде».

А что, если все вышеизложенные выводы, есть лишь жалкая попытка анализа, осуществленная несовершенными средствами, возможности которых ограничены пределами нашего разума?!

Возможно, художник увидел нечто такое во взаимодействии природной и урбанизированной среды, что позволит людям открыть новые формы гармонизации существования. Похоже, что женскому взору и чувству доступны такие глубинные аспекты переживания и восприятия окружающего пространства, что нам и не снились!?
-Пространства, созданного людьми на территории, отвоеванной у природы, веками воспроизводимого:- и в действительности, и -в изображениях- мужчинами: ремесленниками, каменщиками, строителями, техниками и художниками!
Очарованный зритель невольно пытается понять: -почему эти, скромные по размерам, картины постоянно увлекают и завораживают взгляд, отчего являют так много тайн, застывших в молчаливом спокойствии безлюдных городов?
- Быть может, холодное сияние поэтического чувства, исходящее от масляных полотен, или светоносная, «живая», фактура пастели, призваны пробудить в зрителе стремление к созерцательности, к осмыслению результатов содеянного?

Спешите насладиться настоящим ибо, оно пройдет и всем нам вновь придется возвращаться в мир, где производство шедевров поставлено на поток и очень сложно услышать тишину, заглушаемую «дикими воплями очередных арт-объектов из старых скейтбордов от «HARVEST» или чтением кирпичных книг от Claire Fontaine!

Искусство Екатерины Грачевой, как и все лучшее в современном искусстве, стремится совместить в себе подчас несочетаемое- (казалось бы, взаимоисключающее),что приводит к новому языку, одновременно:- простому и сложному, новаторскому и традиционному.

Олег Привалов, архитектор-художник.

2
0
9
галерея «100 СВОИХ» Лиговский 39
17 отзывов, 24 оценки, рейтинг 5
15 марта 2010
Галерея "100 СВОИХ"

приглашает на выставку живописных работ Екатерины Грачёвой, имя которой хорошо известно знатокам и почитателям Санкт-Петербургской Академической Школы.
За последние пять лет её картины неоднократно выставлялись в самых престижных выставочных залах России, а
также, и не раз, представляли современное Русское искусство на выставках в за пределами нашей страны.

Екатерина Грачёва, в недавнем прошлом- золотая медалистка Училища живописи им. Рериха (1998г), с отличием закончившая в 2005 году Институт Живописи, Скульптуры и Архитектуры им. И. Е. Репина, сегодня является одним из наиболее ярких и перспективных Петербургских художников, продолжающих традиции Академизма. Высокий профессионализм живописца, природный талант и склонность к эксперименту позволяют ей успешно сочетать жизнь в непрерывном творческом поиске с преподавательской деятельностью в стенах"ALMA MATER".

Галерея "100 СВОИХ" имеет честь представить для всеобщего обозрения, проект «Дома»: серию выполненных пастелью и маслом живописных работ объединенных темой жилища- архитектурного объекта своим обликом отражающего особое настроение и колорит национального характера близкого тому или иному народу, стране. Италия, Греция, Германия, Болгария.. Связанные изначально общим замыслом, работы являют взору зрителя целостную, монументальную композицию в жанре урбанистического пейзажа..

доп. информация по тел: 8(950) 028 77 73

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все