Выставка

Выставка Пикассо. Москва

Выбор «Афиши»
8.3
44 отзыва
© Афиша
1/5

Пикассо от сих до сих

Отборнейший Пикассо из парижского Musee Picasso: любой и везде классный.

Рецензия «Афиши» на выставку

Пикассо в порядке

Тут надо иметь в виду, что Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сипирано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис-и-Пикассо наработал и в самом деле на десятерых. В силу хотя бы этой причины — Пикассо много — язык не поворачивается сказать, будто Пикассо мало. Или что Пикассо — редкость. Напротив, ощущение такое, будто яблоку негде упасть, и даже очень буквально: вот недавно посетительнице в Метро­политен-музее стало худо, ее повело, она покачнулась — куда бы, вы думали, она упала? Музей, правда, сказал, что за разодранного Пикассо он на дамочку не в претензии. Потому как действительно не протиснуться уже. Вегасский миллиардер у себя дома во время вечеринки неловко повернулся среди гостей, нечаянно двинул локтем — бац, дырка в Пикассо… В Москве Пикассо и показывали, в общем, недавно — тот же Пушкинский музей, — и вообще он почти что наш. Закоренелая любовь к автору голубя мира, члену Коммунистической партии, лауреату Международной Ленинской премии подкрепляется у жителей столиц еще и гордостью оттого, что в Эрмитаже и в Пушкинском музее есть свой замечательный ранний Пикассо. Маленький, но гордый. Ну чисто сам Пабло Иваныч. Диего Хосе Франсиско де Паула и так далее.

Однако ныне обещано, что «такую полную и систематически выстроенную панораму творчества Пикассо российские зрители увидят впервые»: Пушкинский принимает парижский Музей Пикассо — единственную, пожалуй, коллекцию, способную обеспечить эту самую панораму среди принципиального хаоса. С коллекциями Пикассо обычно иначе. Например, в Музее Пикассо в Барселоне хорош, вот как у нас, ранний Пикассо. А в Музее Пикассо на Антибах — 1946 год, и именно 1946-й. В берлинском музее хорош… пожалуй, Клее. В Малаге музей завлекает туристов фамильным домиком. Парижский Musée Picasso хорош всем. С тем и создавался. Был принят закон, по которому налог на наследство мог быть выплачен государству произведениями искусства и иными культурными ценностями. Это в некоторых исключительных случаях. И тут назрел именно такой. У члена Коммунистической партии, пусть к тому времени и бывшего, одной недвижимости было о-го-го; вдова посоображала-посоображала — и согласилась. Приехал специалист из Минкульта и выбрал все, что нужно для идеального музея, равновесно: Пикассо раннего и позднего, живопись и графику, керамику и металл… А скоро еще и вдова уважать себя заставила (застрелилась через год), и теперь уже ее дочь получила возможность сделать новый dation… Любопытно: особняк, отведенный для музея, Отель Сале («соленый»), был построен в середине XVII века на средства, вырученные также от налога — на соль; вот этот-то особняк сейчас и закрыт на реконструкцию, пока музейная коллекция гастролирует по Европе.

15 февраля 2010
9

Великая выставка великого художника! ...
Если есть проблемы первого восприятия - смотреть тем более!
Отведите детей - надо принимать весной, как витамины. Безоговорочно!
Спасибо устроителям. Пушкинский приятно радует - чуствуется рука, вкус и труд,
Всем смотреть!(и делать усилия, если не все понятно!)
.

28 февраля 2010
9

Пикассо - взрыв мозга. Пускай это звучит банальностью, но это так. Черт с ними, с 2 часами за воротами музея, я бы отстоял еще столько же, чтобы увидеть это.
Cуществует эстетический предел ожиданий, когда воспринимающий, опираясь на форму, трактует и внутренне перерабатывает искусство по установившемуся канону. раз написано роман - значит роман, раз комедия - жди дурашливых персонажей и небывалых ситуаций.
Пикассо возвращает искусству первозданность. Ты стоишь перед картиной и проваливаешься в нее, ничто не поддерживает тебя, нет канона, нет правил, нет достоверной критики - есть двухмерное полотно, искривленное настолько что оно приобретает не 3 пространственное измерение, а 3 эмоциональное - кажется что эти образы живут внутри картин в некой своей внутренней психологической динамике. Двухмерность картин, как и икон, придают твоей душе необходимый дискомфорт, чтобы заставить ее трудиться, чтобы она достраивала пространство, погружалась в него.
Динамизм, движение - одно из основных для меня открытий, который совершает Пикассо. Сам он писал, что живопись не должна изображать, она должна воспринимать. Это принципиально иной контакт с миром, где художник становится не наблюдателем, где он действительно полновластный творец. Он раскручивает своих персонажей, строит их, сгибает и выворачивает. Но как опять же он говорит, вы можете разрезать картины, сложить их, получить скульптуру и в ней все равно будет картина.
Его картины из-за этой оголенной эмоции, не прикрытой фальшью жанра, бывают подчас страшны. Я поймал себя на мысли, что хочу побыстрее пройти зал с картинами, посвященными войне. Это было слишком тяжелое восприятие - изломанные психологически и внешне герои полотен были слишком живыми, чтобы смотреть им в их раскосые от слез глаза.
Выставка уникальна в том, что она показывает весь путь Пикассо, он удивительно менялся и то, что висит у нас в Пушкинском и Эрмитаже - лишь только начало, когда он еще молод и считает, что игра формой первична, что она может заставить видеть мир по-другому. В последствии этого насилия над зрителем становится все меньше, картины перестают кичиться своей формой. Форма становится выразителем эмоции, а Пикассо из революционера превращается в философа, гуманиста, мыслителя. Черные провалы глаз первых картин, маска безучастия сбрасывается и глаза героев наполняются линиями, выпученными зрачками.

14 марта 2010
7

Довольно трудно поставить оценку. Ну в самом деле, кто я такая, чтобы оценивать Пикассо? Попробую немного унять бурю эмоций, вызванных выставкой и разобраться, каких впечатлений было больше, приятных или не очень.
Итак:
Очень-очень-очень понравился документальный фильм. Пикассо настоящий артист, он водит кистью легко, вдохновенно, непринужденно; несколько свободных движений руки, и готов безошибочно узнаваемый образ. Так уверенно и просто рисуют дети, которым еще не успели объяснить, как надо рисовать.
Очень понравилась организация выставки. Четкая хронология, ясная логика. Вот прелестная головка Фернанды, рядом та же натурщица три года спустя. Боже, тяжела жизнь подруги художника, бедная девушка, как она изменилась за такой короткий срок! Вот вполне реалистичный набросок, рядом он же упрощается, упрощается до тех пор, пока не остается один каркас. Поразительно и непонятно, каким образом простота в своем крайнем проявлении превращается в загадку?
Очень понравилась серия работ, сделанных для театра - эскизы костюмов, декораций. Все персонажи характерные и очень живые.
Приятно было встретить старых знакомых: Амбруаза Воллара, Девочку На Шаре, Скрипку, и даже старого сизо-синего еврея с задумчивым мальчиком. Как сказал критик "Афиши", это ж наш Пикассо, практически родной всем, кто ходил в Пушкинский больше двух раз. Некоторые ранее не виденные мною работы тоже зацепили, например "Портрет Доры Маар" (1937 г). Поискала в интернете ее фото, похожа, как ни странно! Правда, так и не поняла, почему на картине у нее два носа, наверно, вертелась, когда позировала. Некоторые работы интересно было разгадывать, как головоломки. Висящие рядом "Мужчина с мандолиной" и "мужчина с гитарой" озадачили: где мужчины? где музыкальные инструменты? Потом пригляделась, как будто нашла глазик, еще один, носик... а отойдешь подальше, вроде и общие очертания вырисовываются. Из силуэтов зданий, посуды, неких неопознанных мною предметов, углов и плоскостей складывается человеческая фигура.
Благодаря выставке узнала, что Пикассо рисовал портреты по фотографиям, и этот факт его творческой биографии как-то расположил меня к этому странному человеку. Все, кто держал в руках карандаш, рисовал любимых звезд, разве нет? Однако многие художники словно стыдятся подобных опытов, совершенно по-снобски заявляя, что таким работам место не в портфолио, а на чердаке в коробке от ботинок. А тут, пожалуйста, в музее разместили, и оригинальные фотографии на соседней стене для сравнения. И вот что странно: Дягилев и Стравинский нарисованы вполне дружелюбно, а грациозные балерины превратились в увесистых кухарок.
Теперь отрицательные эмоции. Совершенно не понравились многочисленные обнаженные и купальщицы. Не воспринимаю как произведение искусства разъятое на части или изуродованное человеческое тело. У меня такие художественные образы вызывают стойкие ассоциации с анатомичкой. Честно, просто прошла мимо. Безумно стало жалко искалеченного автором Мальчика С Машинкой. За что он так ребенка? А беременная селедка с чахлыми ножками?
Тяжелое впечатление оставил раздел, посвященный войне. Здесь, наверно, оценки понравилось/не понравилось неуместны. Мне повезло, я войны не видела, не знаю, искренне надеюсь, что и не увижу. Возможно, о страшных вещах возможно рассказать только так.
Что посетила выставку, не жалею, много нового узнала, но вопросы остались. Все-таки, пресловутый кубизм - это идейное убеждение или коммерческий ход, способ продать нечто непонятное тем, кто мнит себя знатоками? Мне кажется, Пикассо был большой насмешник. И большой художник, это несомненно.

5 марта 2010
1

Был на выставке. Бред сумасшедшего, а не картины.

Не знаю в чем проявляется его талант..наверное в курении наркоты !!! Больное воображение больного человека !!!

Шедеврами можно назвать картины Рафаэля, Шишкина, Васнецова. Но никак ни это бредовое малевание Пикассо.

12 апреля 2010
1

Первый вопрос, который возникает при виде этих картин " Что Вы курили, уважаемый художник"? Картины ужасны."Запчасти человеческого тела". "Дегенеративное искусство"

29 марта 2010
Все отзывы
Музеи, в которых можно отметить день рождения ребенка
Музеи, в которых можно отметить день рождения ребенка
4 февраля 2020
7 выставок весны, которые будут интересны детям
7
выставок весны, которые будут интересны детям
3 марта 2018
Школа фотографии, театр на английском и другие полезные кружки для детей и подростков
Школа фотографии, театр на английском и другие полезные кружки для детей и подростков
13 октября 2017
Где смотреть на насекомых: 7 музеев и кружков
Где смотреть на насекомых: 7 музеев и кружков
25 сентября 2017