Важнейший грузинский художник ХХ века Ладо Гудиашвили (1896–1980) впервые в Москве с 1958 года. И это притом что в советское время он был бешено популярен, а его патриархальные зарисовки имели коммерческий успех даже в Париже.
Живопись |
Сто лет назад деятели грузинской культуры начинали свой путь в искусстве, пируя в духанах, расписанных Нико Пиросмани. Выпивал там и Ладо Гудиашвили, тогда еще студент художественного училища, входивший в круг тифлисских поэтов-символистов и рисовавший примитивистские полотна — как раз под влиянием Пиросмани. В 1919 году Гудиашвили уехал в Париж, однако быстро вернулся в СССР, где удивительным образом не превратился в заштатного соцреалиста — и при этом практически не пострадал от притеснений и репрессий (разве что в 1945 году был исключен из партии за то, что расписал церковь в Тбилиси). Преподавая в Тбилисской художественной академии, приобретая все больший почет и уважение, Гудиашвили дожил до 1980 года — при этом на его стиль не повлияли ни долгие годы сосуществования с советским официозом, ни (что еще более невероятно) дружба с Леже и Модильяни во время краткосрочной парижской эмиграции. Даже в мировом центре модернизма Гудиашвили продолжал рисовать тбилисских гуляк-кинто — и вернулся в Грузию в конечном счете лишь затем, чтобы рисовать их с натуры. Задав таким образом магистральную линию грузинского изобразительного искусства, продолжающуюся вплоть до З.К.Церетели и далее: будучи тесно связанным с пиршествами и возлияниями, оно не поддается воздействию художественных мод, напротив — поглощает их, ассимилирует, делает залогом собственного долголетия и процветания. В общем, прошу наполнить бокалы.
Отличный художник и отличная выставка. Будет интересно для тех, кто любит искусство начала, первой половины 20 века. У автора своя неповторимая техника, не наив, но та же открытость и некоторая непосредственность, детскость что и у Пиросмани. Жаль, что самих картин представлено не очень много, хотя хватает, чтобы составить себе представление о художнике. Очевидно, что такая выставка совершенна необходима в настоящий период, период охлаждения русско-грузинских отношений. Она ещё раз доказывает, что искусство существует вне границ.