Выставки Москвы

Выставка Пиранези и пиранезианство, Санкт-Петербург
Особняк Румянцева, 19 ноября 2009 – 28 марта 2010, Санкт-Петербург

0

Первый неоклассик своей эпохи

Место проведения

Особняк Румянцева

Особняк Румянцева

7.6
телефон+7 (812) 571 75 44
адрес
ценаВход 80–150 р., для детей до 7 лет вход свободный
официальный сайт
входит в сетьМузей истории Санкт-Петербурга

Рецензия «Афиши» на выставку

Фото Константин Агунович
отзывы:
786
оценок:
173
рейтинг:
1020

Первый неоклассик своей эпохи

Пиранези — массмедийный персонаж в эпоху, когда массмедиа еще не очень-то существовали; сейчас это был бы, наверное, офигенный архитектурный фотограф, но и тогда, сколько было возможно, Пиранези взял свое. Романтики превратили его в совершеннейшего Де Куинси, только без опиума («Он передавал впечатление грандиозного с той силой, с какой чувствовал их сам, то есть в несколько раз сильнее, чем их чувствует обыкновенный человек»), и легенда о Пиранези-визионере пошла-поехала, распространяясь почтенными тиражами средь публики. Которая Рим, допустим, не видала, но свое мнение иметь хотела. И получала его в этих тонких офортах, рождавших что-то вроде головокружения от сопричастности идеалу. До Пиранези императорский Рим был руини­рованной затрапезной провинцией с хорошим паблисити; Пиранези прямо сказал: это и есть «Рим золотой, обитель бо­гов, меж градами первый». И что руины и есть самый цимес. А если кто не понимает, его в топку. Альбомы пиранезиевских открыточных видов воспринимались скорее как фикшн — притом что все понимали, что никакого фикшна на самом деле там нет, чувак рисует с натуры; но что-то было там сверх обычных туристических эффектов: величественный миф всеподчиняющей архитектуры. Пиранези в глазах остальных создал не более не менее как утопию — да такую, что неоклассики-французы после могли только бледнеть. «Если бы мой рисунок был вполне закончен там (на натуре), он был бы только копией; когда же я достигаю эффектов на меди, я создаю оригинал» — то есть он хорошо понимал, насколько неправа и насколько сильна его неправда. «Так как нет никакой надежды, чтобы кто-либо из современных ­архитекторов оказался в состоянии сделать хоть что-либо подобное то ли по причине падения архитектуры с больших высот, то ли за неимением меценатов этого благороднейшего искусства — у меня, как у любого современного ­ар­хитектора, не остается иного выхода, как выражать свои архитектурные идеи лишь одними рисунками» — он лукавил, у архитектора наверняка есть еще тыща возможностей; тем не менее «пиранезианство» время от времени продолжает морочить голову практикующим архитекторам. И к имевшемуся в собрании музея истории города Пиранези справедливо добавили русских пиранезианцев. Необязательно архитекторов — там есть, например, Шиллинговский и Добужинский, — общее впечатление от которых уже двести лет не отменить: понятно, кто имеется в виду; это ж Пиранези!

0
Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить