Тончайший московский пейзажист XX века, ученик Серова, большой друг Коровина, известный поклонник Левитана и реалистической манеры письма — Николай Иванович Крымов (1884–1958) на двух этажах галереи «Наши художники».
Живопись |
Тончайший и, пожалуй, самый крепкий с точки зрения преданности жанру из московских пейзажистов XX века, интеллигент с диссидентской любовью к земле, ученик Серова, большой друг Коровина, известный поклонник Левитана и реалистической манеры письма — Николай Иванович Крымов (1884–1958) считал, что «где не передан материал, там нет живописи… Вы не имеете права писать вместо того, что видите, то, что знаете». Отсюда в его картинах редкое чувство вещества — станковая, основательная, аппетитная живопись, без вензелей и расшаркиваний; если уж листва, то зеленая, как петрушка в супермаркете, если зима, так розовато-белая, как сахарная вата в зоопарке.
Сотни пейзажей на двух этажах галереи «Наши художники» скроены ладно, но без тонкой выделки. Деталей, как правило, мало: пустынная Таруса, три дома, четыре дерева на переднем плане, листва — без подробностей, листиков и завитков, просто листва как таковая; на заднем плане — лес, вообще превратившийся в цветное пятно. Правило Крымова «писать, что видите» работает лишь с конца 20-х — начала 30-х годов, но на выставке есть и ранние символистские работы периода «Голубой розы», и фовистские, и почти абстрактные. Но больше всего «правдивых», реалистичных, где «передан материал», математически точно выверена цветовая градация, виртуозно выхвачена короткая тень и практически осязаем знойный тарусский воздух.
Если в зависимости от периода манера Крымова отличается не на шутку, то сюжетное устройство — как ровная полоса: лиричный, поэтический русский пейзаж, в двух вариантах — летнем и зимнем. Пейзажей этих больше тысячи, все они собраны в монографическом двухтомнике, к выходу которого и приурочена выставка. И хотя творчество Крымова не то чтобы феерически интересно, за него не бьются коллекционеры и не борются за право составления каталогов искусствоведы, есть в этих небольшого формата картинках то, что не забывается. Такая удивительная цельность и точность, прямиком попадающая на подкорку и вырывающаяся оттуда при первом сигнале. Щелк: пейзаж-глаз-мозг-Крымов.