Люк Тюйманс — мировая звезда бельгийского происхождения, чьи выставки прокатились по всему миру. Самой крупной была ретроспектива в Тейт-Модерн в 2004 году. Выставка в Тейт — все равно что звезда в «Аллее славы» для актера: чтобы ни случилось, а твое место на Олимпе уже никто не оспорит. И вот такого олимпийца в Москве представляют не парой картин, а целой свежей выставкой, включенной в мировое турне: «Наперекор дню» прибывает из Брюсселя. Пожалуй, так мировых звезд в России частные институции еще не показывали никогда. Тюйманс здесь должен приглянуться: работает он в технике холст-масло, и если не строит сюжет как передвижник, то все равно за его картинами постоянно скрывается какой-то рассказ — по мотивам истории искусства или истории ХХ века вообще. Тюйманс — реформатор живописи, смерть которой не раз предвещали в конце ХХ века. Однажды, в начале 80-х, Тюйманс пытался живопись бросить, променяв ее на кинопроизводство, — но через пару лет вернулся, обогатив ее приемами киношного монтажа. Вся дальнейшая жизнь Тюйманса — эксперименты по проверке на прочность живописи реальностью и реальности — живописью. Название выставки «Наперекор дню» позаимствовано у таинственного писателя-невидимки, автора одноименного бестселлера, американца Томаса Пинчона. Как и роман, живописная серия из 20 полотен посвящена реальности, существующей наперекор или вопреки дневному свету. Только у Пинчона в этом образе предстает мистифицированная повседневность, а у Тюйманса обыденная виртуальная реальность. На его холстах кадры из реалити-шоу «Большой брат», прицел снайпера, снабженный прибором ночного видения, камера наблюдения. И даже автопортрет создан с помощью проводника виртуальной жизни — камеры мобильного телефона. Никаких выводов — но становится не по себе.