Два пустынных этажа трикотажной фабрики, бывший склад готовой продукции. На «Красном знамени» тельняшки шили до последнего, иная продукция спросом не пользовалась; каково будет теперь? Не грозит ли фабрике новое перепроизводство? Не затоварятся ли бывшие склады нынешним неликвидом? Полсотни разномастных авторов, враз собранных здесь куратором Анастасией Шавлоховой, — это, видно, у куратора Шавлоховой теперь такой кураторский почерк — раз в год примерно бомбить петербургский художественный ландшафт площадями. В прошлом году так же враз Шавлохова предъявила городу и миру целую генерацию молодых петербургских художников на выставке «Память полей» — о существовании коей генерации никто до тех пор ничего не подозревал, и «молодыми петербургскими художниками» по инерции продолжали чествовать людей уже сильно под сорок. Подвизаясь в течение года в роли куратора «площадки молодого искусства» под энергичным названием «Старт» на московском «Винзаводе», Настя присовокупила к составу «Памяти полей» московские знакомства — и вот оно, «Пространство тишины», добытое больше числом, чем умением; но и то правда, что кураторов, способных вот так выстроить несколько десятков художников, по пальцам одной руки можно в стране перечесть. Отметим и эту страсть к энигматичным заголовкам. «Пространство тишины», как и «Память полей», может значить бог весть что; «пространство» — напоминать об истории многострадального ОАО «Красное знамя», «тишина» — служить диагнозом вообще всей ситуации в искусстве — равно как и означать кураторское предложение «достичь слияния духовного осмысления проблемы и мастерства техники исполнения». Из полусотни найдутся реально десять, кто могут работать с пространством; кому говорило бы что-нибудь слово «тишина», таких еще меньше. Поистине тишайшие, вроде самодеятельного психопомпа Евгения Антуфьева, окажутся об руку с горлопанами-самозабвенцами вроде Кирилла Шаманова — зато можно будет увидеть всех (с одним исключением) номинантов последней премии «Инновация», лучший молодой художник. Во главе с Андреем Кузькиным, собственно лауреатом «Инновации» — то бишь лучшим молодым художником страны, по версии Государственного центра современного искусства, в данный момент.
Неожиданно позитивное впечатление оставляет выставка. Не все работы интересны, есть в некоторых слишком очевидная вторичность, но пространство фабрики утилизировано вполне адекватно задаче.
Задача, как мне кажется, формулируется просто, нерентабельные промзоны превратить в туристически привлекательные места.
Так вот территория фабрики Красное Знамя выглядит нынче гораздо привлекательнее. В соседстве с баней, небольшим торговым центром, пирожковой и военным училищем появилась новая жизнь, новая вибрация - современное искусство.
Вторжение искусства очень гармоничное к нынешнему состоянию фабрики. В некоторых случаях остатки мебели, инструкций и выгоревших журнальных вырезок на стенах переигрывают артефакты искусства, иногда удачно включены в диалог с ними. И наблюдать это взаимодействие гораздо интересней разглядывания отдельных работ художников.
Каждый раз, идя на выставку, я надеюсь на встречу с повзрослевшим современным искусством, а встречаюсь, в основном, либо с подростковым озорством либо с надуманной многозначительностью. И то и другое можно объяснить и понять, но это не интересно. В "Пространстве тишины" есть и озорство и надуманность, но мне кажется, может только кажется, есть и третье: желание социальной значимости. Может это пространство фабрики добавляет свою компоненту, может источник бюджета обязывает, но у некоторые работы воспринимаются социальными.
Радует, что появилось место, от которого ты точно знаешь чего ожидать. Соответственно, вместилише для современного эпатажного, минималистического прожектирования (не "искусства" ) теперь имеет точный адрес: Большая Разночинная, СПб.
В день открытия Центра Культуры "Красное знамя" посчастливилось попасть на уникальную экскурсию по ТЭЦ и руинам фабрики, увидеть трогательный мемориальный садик с мозаичным прудом и каштанами, высаженными в память и по количеству погибших женщин на фабрике во время Великой отечественной войны. С крыши любоваться на панораму Петербурга с видом на пять главных
Храмов города.
Спасибо за востановленное, открытое Пространство - пока тишины - а дальше - кто знает, как оно запоёт...