Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка
Магомед Джамалудинов

Как вам выставка?

Отзывы

9
Алексей Шкляев
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 0
25 июня 2009

Ювелир из Гоцатля

Дагестан – древняя страна гор, языков и ремесел, среди которых особое место всегда занимало ювелирное дело. Одетое в серебро и золото парадное оружие, удивительные по красоте женские украшения создавались в Кубачах, Кази-Кумухе, Гоцатле, Казанище, Чохе, Ругудже.
Селение Гоцатль Хунзахского района – один из старинных центров традиционного ювелирного мастерства в Дагестане. Здесь издавна развивались такие виды ремесел как изготовление медночеканных изделий, ювелирное дело и оружейное производство. Мастера-серебряники Гоцатля достигли подлинного совершенства в изготовлении серебряных мужских наборных поясов, газырей, в художественной отделке серебром и чернью кинжалов, шашек и кремневых пистолетов, не говоря уже о традиционных женских украшенях – всевозможных подвесок, браслетов, колец, серег, украшенных черневым узором, зернью, накладной филигранью, инкрустированных полудрагоценными камнями или цветным стеклом.
Наш современник Магомед Казиевич Джамалутдинов является потомком мастеров оружейного и ювелирного дела из Гоцатля и внуком прославленного волшебника «аварского серебра» Магомеда Газиева. Впервые пятилетним ребенком взял он в руки ювелирный инструмент – шило, специально сделанное для него знаменитым дедом, и начал постигать азы мастерства. Прошло немало времени прежде, чем Магомед Казиевич полностью посвятил себя ювелирному ремеслу. Пройдя путь от учителя младших классов до директора школы, он в 1955 году оставил педагогическую деятельность, чтобы вписать и свое имя в историю народных ремесел Дагестана.
С 1955 по 1958 год М.К.Джамалудинов работал мастером-ювелиром сначала в Орджоникидзе (Владикавказ), затем в Тбилиси. С 1958 по 1964 – он создал и бессменно руководил сначала артелью, а затем художественным комбинатом в Гоцатле. Начав работу в маленькой мастерской с 10 учениками, М.К.Джамалудинов за короткий срок сформировал многопрофильный коллектив в 200 человек и создал все необходимые условия для работы и творчества.
Уже будучи опытным мастером М.К.Джамалудинов принял решение и на пять лет покинул Дагестан, чтобы продолжить учебу на отделении художественной обработки металла Московского технологического института. Благодаря своему другу и наставнику, потомственному русскому ювелиру А.В.Ефимову здесь он, познакомился со сложной и изысканной техникой филиграни, которая стала впоследствии у мастера одной из ведущих в творчестве. Он один из родоначальников современного направления филигранного искусства в Дагестане. Филигранное мастерство Джамалутдинова отличается ярким национальным характером, четкие рациональные мотивы сочетаются с изящной ажурной филигранью. Новаторские открытия М.К.Джамалудинова в технике и технологии филиграни довели до совершенства изящество форм, тонкость и поэзию ажурного кружева из золотой нити.
Джамалутдинов понимает свое призвание очень широко – творить, учить, передавать, сохранять богатое наследие прошлого. Он участвовал в создании художественно-графического факультета ДГПИ в Махачкале, долгие годы преподавал и был директором художественного училища им. М.Джемала. Значительным событием стала организация Джамалутдиновым Махачкалинского художественного комбината, который он до сих пор возглавляет. На комбинате создана подлинная школа традиций ювелирного дела Дагестана, здесь Магомед Казиевич воспитал, научил своему тонкому ремеслу более трехсот одаренных юношей и девушек; открыл им секреты художественного литья, гравировки, черни, филиграни. Организация сложных процессов производства, преподавание, общественная деятельность, работах в иных сферах искусства были для Магомеда Казиевича ,человека талантливого и энергичного своеобразным дополнением, фоном к основному делу его жизни – ювелирному искусству, где он воплощает свои мысли, идеи, мастерство.
За свою долгую и плодотворную жизнь Джамалутдинов создал немало подлинных произведений искусства от ювелирных -- до живописных и скульптурных. Его рукам подвластны практически любой материал, любая техника. Он в совершенстве овладеет всеми традиционными ювелирными техниками: гравировкой, чернью, позолотой, филигранью, эмалью, чеканкою, резьбой по камню и кости, штампом, оксидировкой. Его можно назвать истинным творцом "души" и "тела" изделия. Мастер творчески экспериментирует в композиционных и орнаментальных решениях, ему удалось восстановить исконно народные, забытые технологии и приемы работы с благородными металлами. Часто, беря за основу изделия традиционно дагестанскую форму – кубачинский браслет, гоцатлинский кувшин, в плане декоративного их решения он подходит новаторски и смело, используя элементы и приемы композиции различных художественных стилей: барокко, рококо, модерна.
Более 800 изделий из драгоценных и благородных металлов сотворено чудотворными руками "мастера серебряных дел" ("арцул устара"). Наиболее значительная коллекция работ М.К.Джамалутдинова представлена в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой и ряд изделий – в Дагестанском государственном историко-архитектурном объединенном музее им. А.А.Тахо-Годи в Махачкале. Также многие уникальные работы мастера представлены в собраниях лучших музеев России – Оружейной палате Кремля, Русском музее, Музее декоративно-прикладного и народного искусства.
Юбилейная персональная выставка в Москве, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства является еще одним признанием таланта и мастерства Народного художника России Магомеда Казиевича Джамалутдинова.

Дагирова Джамиля
Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все