Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6

Выставка
Танатос Банионис

Глубоко законспирированная арт-группа с выставкой, посвященной татуированным девушкам и японским камикадзе.
  • Танатос Банионис – афиша
  • Танатос Банионис – афиша
  • Танатос Банионис – афиша
  • Танатос Банионис – афиша
  • Танатос Банионис – афиша
Живопись, Графика, Инсталляция

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Рудык
456 отзывов, 474 оценки, рейтинг 573
17 февраля 2009
Родина-смерть

На стенд галереи «Триумф» на последней «Арт-Москве» ­«Пьету» привезли в гигантском титановом ящике — говорят, бронированном. В ящике находился аквариум, в аквариуме — трехчастная (согласно правилам иконографии) композиция с маленькими серебряными фигурками. Фигурки — мертвые летчики и моряки в характерных позах оплакиваемого Хрис­та на фоне видео с морем и самолетами. Говорят, работа произвела фурор и ее купили в первый же день ярмарки. Говорят, таких работ будет не то семь, не то девять — все на милитаристско-религиозную тематику. Слово «говорят» приходится повторять снова и снова: с арт-группой «Танатос Банионис», ­создавшей эту инсталляцию, ни в чем нельзя быть уверенным. Участники проекта хранят инкогнито, куратор Дмитрий Хан­кин от всех предположений отмахивается, имена, пароли, явки неизвестны, факты недостоверны, но кое-что понятно и так.

Выставка «Божественный ветер», открывающаяся в новом помещении Музея современного искусства на Гоголевском бульваре, опять о военных летчиках, на этот раз — о японских камикадзе. О людях, которые знали, что война уже проиграна и им ничего не изменить, но все равно мужественно и хладнокровно выполняли свой последний долг. Портреты этих самураев и сцены их последнего полета вытатуированы на спинах пяти девушек. Вытатуированы взаправду — с кровью, болью и страданиями; от 4500 часов видеохроники, запечатлевшей весь процесс, становится не по себе. Смотреть на спины девушек страшно, их самих жалко. Но это первая реакция, чтобы проникнуть глубже, нужно долго всматриваться в изображения, привыкая к боли и физическом дискомфорту. Тогда проступает хладнокровный расчет идеолога группы. Весь спектакль рассчитан на зрителя, он-то один и важен, и его реакция заранее просчитана: сострадание и страх с древнейших времен самые действенные механизмы искусства (например, кентавромахия из Парфенона — один из самых сильных сюжетов древних греков). Учредители «Танатоса» со свойственным им хладнокровием насытили залы самыми откровенными подробностями татуировочного процесса, так что к финалу, где запечатлены девушки с разрисованными, но уже зажившими спинами, их больше не жалко, из участниц продуманного и тонко выстроенного шоу они превратились в его предметную часть, декорацию, такую же бездушную и плоскую, как, скажем, плазменный экран для видео. С другой стороны, именно в финале, когда вновь обретаешь психическое равновесие, всплывают ­новые пласты смыслов: о последних истинах, о мужестве и безумии. И тогда уже неважно, насколько техничны ­каллигра­фические рисунки на спинах, насколько дерзки или ­неправ­доподобны анимированные хроники (на одном из видео летчики-камикадзе сползают с девичьих спин, обретают объем и разыгрывают батальные сцены в реальном времени), даже не очень интересно, кто за этим стоит. Важно, что способы воздействия остались неизменными с античных времен, что зритель вновь покорно попался на старую удочку. Руководствуясь разумом и здравым смыслом, можно всему этому противиться, отвергать, ругать или высмеивать. Но непонятно, как уладить дела с самим собой. Как отделаться от чувства легкой тошноты и ощутимого дискомфорта в животе, где-то между органами страха и жалости.

3
0

Отзывы

5
Крис Кельвин
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 2
4 марта 2009

Вот и состоялось открытие этой выставки. Скорее, конечно, именно выставки, а не инсталляции. Инсталляция производит действие здесь и сейчас, выставка представляет результат работы. Но сначала о том, как это выглядит.
Девять залов: маленькие, большие и средние. В одном, самом главном, - пять девушек в черных балахонах, сидящие спинами к зрителям и отделённые от зрителей стеклом. Там, за стеклом – живые девушки, 40 дней испытывавших на себе иглы машинок, вонзающихся в кожу на глубину от 1 до 2 мм. Девушки, у каждых из которых своя жизнь и каждая из которых теперь будет до конца жизни носить на себе несмываемое полотно. В другом зале – экран, на котором показываются тематические видео-работы, построенные на визуальных эффектах и монтажно привязанные к татуировкам. По соседству – еще два зала с экранами – здесь демонстрируются хроникальные кадры процесса работы над татуировками. Самый спокойный, маленький зал увешан с потолка до пола каллиграфическими полотнами с поэзией камикадзе. В самом просторном – по центру – постамент на уровне пола, усыпанный осколками японских чаш – из таких камикадзе перед последним полетом пили сакэ. Остальные залы увешаны огромными фотографиями-плакатами с изображением татуированных девушек. Всё сделано пышно и аккуратно, без особого разнообразия. Если описывать выставку, то больше особо сказать нечего. Выставка, по ощущениям рассчитанная на продажу продукта.
А дальше возникает самый интересный вопрос: скрывается ли за этим что-то действительно стоящее, что-то такое, что может изменить отношение зрителя к жизни. И на какое действие вообще рассчитан этот проект. На выставке представлен эстетический результат: им можно любоваться, он эротичен и болезненен одновременно. Это всё, на что рассчитывали авторы?
В эксклюзивном интервью одному изданию участник проекта постоянно говорил о ритуале. Ритуале как инструменте выбора пути. Об искусстве как о ритуале. О художнике как о посреднике между высшей волей и своими соплеменниками. В чем же смысл ритуала нанесения на спины девушек изображений «малых богов» - камикадзе? Может быть, лучше «копать» в эту сторону? Какие аналогии здесь можно уловить с нашим временем? Кто такие камикадзе – герои или жертвы? И есть ли достойные (моральные) причины у кого-либо сегодня свершить самоубийство? Да, да, та самая пресловутая мораль. Эстетика эстетикой, но боль-то настоящая. И ритаул, хотим мы это признать или нет, свершен. Для меня только вопрос: что это за ритуал, в чем его смысл, насколько осознанно он произведен авторами? У каждой из девушек, видимо, нашлась внутренняя, довольно жестокая мотивация сделать это. По моему мнению, это выставка девушек-жертвенников, а не только эстетических работ. И я что-то не припомню, чтобы кто-то до этого создал такую «выставку». В мировом масштабе.
Можно ли руководствоваться в оценке этого проекта личными эмоциями? Можно, если у нас (зрителей) достаточно сил признать, что эти эмоции вызваны нашей совестью. Да, совестью, поскольку именно этот вопрос поставили перед нами художники. Совестью перед чем? У каждого свои узелочки, но главная зацепка в том, как мы смотрим на жертву, которая представлена перед нами (принесена нам?). Как реагировать – выбор зрителя и его веры. Если я как зритель верю в понятие жертвы, я реагирую на этот вызов одним (таким) образом. Если я верю в пост-модерн и китч, то я реагирую иным способом. Перед нами вызов. Во что вы верите?

P.S. Девушек на выставке вы не увидите, они были только на презентации, 2 марта. Зато предъявлены все документальные свидетельства их существования.

2
0
7
Shin_no
9 отзывов, 9 оценок, рейтинг 31
16 марта 2009

Понравилось.
Подвиг камикадзе по-прежнему остается неизмеримо выше и глубже любых попыток его интерпретации художественными средствами. Работа «Танатос Банионис» - вдохновляющая, качественная, необычная и по-своему оттеняющая явление «божественного ветра» - проникнута уважением к этому подвигу.

1
0
7
Zdravst vuyte
15 отзывов, 236 оценок, рейтинг 38
9 марта 2009

Выставка о выставке, я бы назвала это так. Большая часть экспозиции посвящалась тому, как создавался этот немного абсурдный проект. Несколько залов. В одном, с которого советовали начинать, показывается короткий фильм летчиках, можно смотреть по два-три раза, тогда станет более понятно. Зал с фотографиями девушек декорирован токкури – из них камикадзе пили сакэ перед полетом. Далее – помещение с компьютерами. Видео можно смотреть как самому в наушниках, так и на большом экране. Довольно интересно авторы проекта, группа Танатос Банионис, рассказывают об идее и том, как всё происходило. Следущий зал снова с цветными фото. В центре – ящик с разбитыми опять же токкури, символизирующими количество погибших летчиков. Потом - комната со стеклом, за которым и сидели пять девушек. Жаль, что только на открытии. Помещение-пенал с фотографиями и изображения, косившие под объемные, завершают выставку.
О чём? По мнению авторов, в первую очередь – о красоте в широком смысле, о мужестве, о жизни и её достойном конце. Да, красота правда присутствует, дань памяти камикадзе отдана, но более глубокого я ничего не увидела. Стоило ли это все таких мучений –незнаю, хотя модели пошли на проект добровольно и бесплатно, чему лично я удивилась.
Одна из работниц выставки рассказывала, что наблюдала сцену, когда женщины 40-50 лет после выставки говорили, мол, какой это все ужас, как можно было так издеваться над девушками. «Ну, я еще недовольна своей дочерью была. Спину так не изрисовывает, и то хорошо» - изрекла одна из них. Поэтому, если у кого какие семейные разногласия с родителями, смело берите их с собой!
Стоит посещать выставку в одном случае – если вам хочется чего-то нового.

1
0
3
DramaQueen
69 отзывов, 279 оценок, рейтинг 293
19 сентября 2010

Выставка, которую, если вы приходите в Мраморный смотреть сразу и на корейца, и на японцев, и на этот, с позволения сказать, шедевр, надо смотреть первой - иначе получится нечто вроде роскошного ужина с прогорклым десертом. Идея, конечно, за этим антиэстетичным ужасом есть, и воплощена она куда как осязаемо - но искусства тут я особого не вижу, если только искусством не называть любое самовыражение. Ах! - мы вновь, как Дэвид Митчелл, вернулись к героическим японцам! Ах! - ужасы и подвиги войны запечатлены на хрупких телах девушек, которых, судя по сопровождающим фотографиям, держали в концлагерных условиях! Ах! - все это сдобрено фоторепортажем, от которого мороз по коже продирает, потому что ниндзяподобные executioners versus голые и босые девочки, завернутые в белые простыни - само по себе зрелище не слишком приятноe... Но где здесь искусство? Где здесь, простите, "разумное, доброе, вечное"? Дяденька-кореец с его уточками и картиной "Моя жена", в центре которой размещена деревянная стиральная доска, вызвал куда больше душевного отклика.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все