Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.8

Выставка
Таир Салахов

Ретроспектива основоположника советского «сурового стиля».
  • Таир Салахов – афиша
  • Таир Салахов – афиша
  • Таир Салахов – афиша
  • Таир Салахов – афиша
  • Таир Салахов – афиша
Живопись, Графика

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Рудык
456 отзывов, 474 оценки, рейтинг 573
20 января 2009
Ретроспектива основоположника сурового стиля

Таиру Салахову восемьдесят. Вице-пре­зидент Академии художеств, народный художник СССР, участник всесоюзных выставок, один из создателей «сурового стиля», рисовавший еще в начале 60-х героические многофигурные композиции про нефтяников и шахтеров, проникновенные портреты композиторов Шостаковича и Кара Караева или романтические пейзажи Франции и Италии, куда Салахов мог выезжать и при советской власти, — все это давно маркировано как искусство советское, партийное, официозное. Маркировано, заметим, только благодаря сюжетам, тематике — но спустя 40 лет то, что изображено, ­оказывается не так важно в сравнении с тем, как это нарисовано. Настоящая, в хорошем смысле слова академическая станковая картина, с грамотно выстроенной композицией, суровыми, четкими линиями и насыщенным цветовым пятном — для второй половины двадцатого века живопись нехарактерная. Нонконформизм 60-х, плавно перешедший в концептуализм, брезговал настоящей, чистой живо­писью — речь скорее шла об освобождении искусства от ее ­кон­венций. Салахов нонконформистом определенно не был. Не был и ­модер­нистом, хотя находился у самой черты. Таир публично поддерживал оппозиционных художников, в конце 80-х ор­ганизовывал московские выставки Раушенберга и Бэкона и даже в самые глу­хие времена ориентировался не на устав КПСС, а на ­романтические обра­зы реальности, пропущенные через соб­ственную художественную память. Сала­хов — один из многих шестидесятников, кто пытался придать социализму человеческий облик и делал это по возможности искренне. Он честно изображал все, что его окружало, — раз это были советские рабочие, космические свершения и прочее строительство коммунизма, почему бы это не показать, даже если со сторо­ны это и выглядит как компромисс с властью.

Между нами, помимо официальных регалий и проверенных сюжетов есть у Салахова и дела из ряда вон выходящие. Такие, например, как показанная месяц назад в галерее «Айдан» работа «Тебе, человечество», героическое ­по­лотно, как будто иллюстрирующее произведения Сорокина. А поздние индустриальные пейзажи, датированные 2007 годом, мало чем отличаются, скажем, от получивших неожиданную сла­ву картин Беляева-Гинтовта. Потому ­запихивать Салахова в жесткие рамки соцреализма — даже если, скажем, после портрета Гейдара Алиева других чувств и не остается — было бы довольно опрометчиво.

2
0

Отзывы

7
jk00
15 отзывов, 15 оценок, рейтинг 2
23 февраля 2009

Личность Салахова в художественном мире очень неоднозначна. С одной стороны был партийным начальником в сфере культуры, с другой оказывал всевозможную поддержку неформальному искусству. Он понимал все трудности художественной среды СССР 60-80х годов, привозил в Москву выставки, о которых тогда не могло быть и речи, и конечно получал недовольство руководства сполна. Хоть и в «лесу» официоза советского искусства, но он всегда протаптывал свою тропинку. И тогда за ним шли, уважали и прислушивались. Да и сейчас он не оставил служение искусству и человеку, и занимает пост вице-президента Академии художеств. На 80летие его дочь Айдан, известная галеристка, и фонд "Екатерина" подарили ему самую большую в жизни выставку в Москве. На ней собраны самые лучшие и яркие полотна. Мотивы «суровой» живописи с простыми работягами соседствуют с более романтичными пейзажами и натюрмортами. Но все работы выполнены в его индивидуальном стиле и насыщенности каждого движения кисти. Приятно наблюдать как гармонично может быть развит художник. Но апогей его творчества - монументальное героическое полотно, написанное в предчувствии покорения космоса - «Тебе, человечество». Вся мощь и энергия как будто обрушиваются на Вас прямо из картины. Ощущения непередаваемые…

0
0
9
Malin4e
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
9 февраля 2009

Удивительно прочувствованные картины, они не пропагандистские, не умилительно-надрывные, просто прочувствованные, без пафоса, воплей и морализаторства. не каждая из них шедевр, но каждая достойна своего автора. Его живопись, думаю, всегда будет актуальна. Наверное в этом и заключается талант и призвание его.

0
0
7
Doctor D
115 отзывов, 197 оценок, рейтинг 136
4 февраля 2009

Конечно все мы видели маленькую девочку Айдан одетую в белую шубку и раскачивающуюся на коняшке в Третьяковке. И все, далее неизвестность для широкой публики, кто такой Таир Салахов?
Поэтому выставка приятно нас поразила его непохожестью на других. Даже наоборот, повеяло западностью, мужественные и суровые лица ребят напоминают итальянцев (сейчас редко такие лица увидишь на полотнах!) , а манера написания работ так близка к Пикассо и Сезанну (даже Сарьяна не чуждо здесь упомянуть). Но в тоже время, у художника есть свои "фишки" в работе, например, наличие красного или другого яркого цвета на полотне. Посмотрите на красную папиросу на фоне темного закопченного лица шахтера. Благодаря этому акценту работу запоминаешь сразу! А композитор в белом свитере, это же вообще "улет", так красиво и графично написана работа!
Да, и пожалуй самая масштабная картина выставки "Тебе, человечество!", где соблюдены все эзотерические моменты - фиолетовый цвет, белые шары, полет и др. Завораживает!

0
0
7
Obivatelnitsa
39 отзывов, 61 оценка, рейтинг 56
3 февраля 2009

Я не искусствовед, но люблю живопись и человек, имеющий рисовать - для меня нечто из ряда вон выходящее. ПОЭТОМУ..........
Выставка производит самое приятное впечатление. Я не была до этого момента знакома с творчеством Т. Салахова и была приятно удивлена отсутствием даже в явно соцреалистических картинах этого слащаво-приторного прохваления рабочего-крестьянки. Недаром как было указано в кратком резюме выставки что Салахов был основателем стиля "сурового реализма".
Прекрасный портрет нефтянника и еще несколько чудесных картин нефтянно-каспийской тематики, я бы так выразилась. Знаменитый портрет Кара Караева.
Поразительное впечатление производит "огненный" триптих, являющийся собственностью самого Т. Салахова, навеянный теми же нефтяными вышками Каспия и Девичей башней в Баку.
Меня порадовал итальянский цикл художника, который очень напоминал мне книжные иллюстрации.
Вообще выставка небольшая и часа хватит "за глаза" чтобы полюбоваться каждой картиной, а учитывая пустые залы и демократичную цену за билет (100р. и 50р. льготный) это будет еще и вдвойне приятно.
И напоследок хотелось отметить два полотна которые произвели на меня грандиозное впечатление (и не только на меня).
Первое - это изумительный портрет Мстислава Ростроповича, написанный в манере кубистов или супрематистов (это лучше профи скажет), но музыка рвется из этого портрета наружу. "Живая" виолончель Мстислава Леопольдовича и сам вдохновенный музыкант.
Вторая картина - монументально полотно "Тебе, человечество!"
Картина была написана в 1961 году и воспевает покорение космоса, НО картина была написано ДО того момента как Ю.А. Гагарин оседлал космический корабль. Очень жаль, что картина была раскритикована в свое время и не получила самой высокой оценки, которой она безусловно достойна. Я ходила кругами около нее, разглядывая под разными углами и отметив интересный тхнический прием автора. Резкие и рубленные черты лица "покорителей космоса" и их руки с почти квадратными пальцами, какие рисуют в японских анимэ, плавно скругляются по спине становясь все более "живописными" и переходят в мягкие "нормальной округлости" икры и пальцы ног.....
Я заворожена обеими картинами и мне безумно жаль, что обе картины не являются постоянными гостями картинных галерей.
Очень советую всем.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все