Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
4.5

Выставка
Сергей Шутов

Первая ретроспектива психоделического космиста.
  • Сергей Шутов – афиша
  • Сергей Шутов – афиша
  • Сергей Шутов – афиша
  • Сергей Шутов – афи�ша
  • Сергей Шутов – афиша
Живопись, Графика, Инсталляция

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Рудык
456 отзывов, 474 оценки, рейтинг 573
24 декабря 2008
Первая ретроспектива московского психоделического космиста

Основоположник русского космизма ­Николай Федоров утверждал, что главным делом человечества должно стать воскрешение мертвых — а чтобы расселить их в посюсторонней ­действитель­ности, потребуется освоить космические пространства. Свои выводы из учения Федорова сделал Константин Циолковский — он показал, как можно преодолеть силы тяготения, и основал отечественную космонавтику. Как выясняется, свои выводы из работ Циолковского и Федорова сделал и художник Сергей Шутов — хотя тридцать лет назад, когда он ходил в темных очках и с авоськой на лице, об этом сложно было догадаться. Работы Шутова-художника присутствуют в публичном пространстве как-то незаметно и ненавязчиво, они всплывают то на 17-й ­Мо­ло­дежной выставке Союза художников, то на Венецианской биеннале, то в фильме «Асса», то на видеоэкранах клуба «Птюч», а то и на стене Suzy Wong Bar, и когда вдруг его ретроспектива с ­лег­костью заполняет все 5 этажей музея в Ермолаевском — это кажется ­удиви­тельным. В прошлом году на выставке в «Крокин-галерее» Шутов предъявил подмастерье по имени Диги, маленькое существо на колесиках, способное ­ри­со­вать абстрактную графику, кружась по листу бумаги. Такое ощущение, что в подготовке ретроспективы участвова­ли штук пять Диги, причем улучшенной модели. Сам Диги, кстати, выставлен во втором этаже — однако начинать осмотр лучше с самого верха. Экспозиция выстроена не по хронологии, а скорее по разным техникам: так на 5 этаже — нью-вейв и психоделика, самое узнаваемое, что есть у Шутова: сделанный в 89-м Маяковский со стразами вместо носа и куском меха на лбу, голые бабы из серии «Знаки и символы» 2002 года и т.д. Отголоски этого веселья звучат на двух последующих этажах, их дополняют елки, мишки, песни мусора, звуковые инсталляции с компьютерным голосом и зомбирующим текстом. Кульминация случается на третьем этаже: здесь разыгрывается история мальчика по имени Дар. К потолку подвешены ракеты, вокруг рисунки и видео — чтобы спасти мир от ­варвар­ства, Дар отправляется в космическое ­путешествие, увозя с собой тела ­Досто­евского, Маяковского, Малевича (в полном соответствии с идеями Федорова–

Циолковского). Еще один этаж вниз — и мы оказываемся в мире, уже ­преоб­раженном межзвездным полетом, это практически Царство Небесное — «Свет поднебесный» (работа, представляющая собой чистую многометровую линию ­горизонта), проволочные космические тела, вращающие глазами духи. И в заключение — бесконечное умозрительное видео о природе, океане, буквах и смыслах. Даже у людей, далеких от любви к мишкам, елкам и русскому космизму, после всего этого в голове абсолютная чистота и тишина. Как говорит автор — «Apokastasis Now».

2
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все