Декоративно-прикладная, Инсталляция |
Выставка «100 предметов итальянского дизайна» совсем не переносит обычную вещь в художественное пространство. Нет, она призвана показать нам более глубокую связь человека с вещью, обнажить ее душу. В обычной жизни вещь обращена к нам своими полезными функциями – она есть продолжение нашего тела, которое нужно лишь для упрощения работы. Эта полезность – самое очевидное, что есть в вещи и в то же время самое поверхностное. Но мы не включаем лампу ежесекундно, не ездим всю жизнь на мопеде и не печатаем безостановочно на пишущей машинке. А визуального совершенства глазу хочется всегда. И вот тут то на первый план выходят признаки вещи – материал, фактура, форма, цвет, которые во время работы растворяются в ее полезности. Эти признаки – есть душа вещи или ее субстрат.
Выставка открывается предметом, который больше никто не использует и не производит. Он стал для всех почти археологической находкой исчезнувшей культуры (пишущая машинка «Лексикон 80» Марчелло Ниццоли, изготовленная в 1945 году на заводе Оливетти). Потом идет множество предметов в хронологическом порядке, каждый из которых, является легендой современного дизайна, имеет оригинальный проект и очень точно передает вкус своей эпохи. Легендарный мотороллер «Vespa», на котором катались Одри Хепберн и Грегори Пек в «Римских каникулах», или узнаваемая лампа Tolomeo, стоявшая в свое время на каждом втором итальянском столе – все эти вещи заслужили, чтобы ими, наконец, просто полюбовались.