Буквально пару лет назад можно было написать: в галерее XL открывается выставка молодой художницы… к примеру, Ирины Кориной. Молодой — звучало гордо. Молодые художники в Москве были на вес золота. Прошедшая этим летом первая биеннале молодого искусства и триста с лишним художественных гениев в основном моложе тридцати лет несколько нивелировали это понятие, теперь это звучит почти как оскорбление; назвать художника молодым — обидеть можно. Поэтому, говоря об Анне Желудь, лучше обойтись без этого уточнения, на всякий случай.
Анна — из Петербурга, в Москве про нее узнали, когда владелец частного музея ART4.ru Игорь Маркин купил ее работу в коллекцию; Желудь тогда стала (извините, придется вернуться к этой теме) самой юной художницей в собрании музея. Затем — выставка на «Арт-стрелке» и специальный приз на «Инновации», хозяйка галереи «Арт-стрелка» Ольга Лопухова уже тогда твердила: «Желудь — звезда, скоро будет сотрудничать с одной из ведущих московских галерей».
Пророчество сбылось: работами Анны заинтересовалась Айдан Салахова. Что вполне естественно: искусство Желудь — девичье до неприличия и вместе с тем жесткое, и сложно представить себе другую московскую галерею, которой бы это искусство так подходило. Желудь рисует минималистические акварельки с чайником, лестницей или резиновыми сапогами, покрывает полы нарисованным паркетом, развешивает носки по батареям и гнет железо. Последний пункт и есть то самое, что выгодно отличает ее от романтичных девушек из ЖЖ, рисующих похожие картиночки не от великого таланта, а от собственной воздушности и восторженности. Аня же поняла, что изображения с бумаги можно перенести в реальное пространство. Причем для существования вещи вне поля картины нужен всего лишь один контур, который и создают гнутые железные прутья. Ей так понравилась эта идея, что она стала делать воздушные объекты из всего окружающего: кресел, окон, вешалок, одежды. Впечатление от подобных работ двоякое. С одной стороны, они пустые, невесомые и ускользающие, как будто вот-вот перестанут жить в пространстве и обратятся в грифельный контур на стене. С другой — жесткий металл, обрамляющий воздух, делает его плотным и тяжелым, этим предметам уже так просто не исчезнуть. Проект, созданный Желудь для галереи «Айдан», — «Железная свадьба»: все такое же металлическое белье, туфли и наряды, только выкрашенные на этот раз в праздничный белый цвет. Но цвет-то тут и важен. Оказывается, для того чтобы окончательно лишить желудевские предметы физической телесности, нужно просто сделать их контуры белыми. Изменив цвет, Анна придумала своим предметам новую жизнь: сначала она умела переносить их из картины в реальность, теперь научилась делать эти физически реальные объекты будто бы нарисованными. Круг замкнулся, кажется, дальше ехать некуда; впрочем, у Анны, о чьем возрасте мы договорились не вспоминать, достаточно времени, чтобы придумать новые ходы.