Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка
Галина Мызникова, Сергей Проворов

Видеоарт об искусстве монтажа.

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Рудык
456 отзывов, 474 оценки, рейтинг 573
17 сентября 2008

Группа «Провмыза», нижегородское художественное объединение, состоящее из Галины Мызниковой и Сергея Проворова, традиционно проходит по ведомству наиболее важных и активных деятелей отечественного видеоарта. При этом самая знаменитая работа дуэта — инсталляция «Волшебный ветер», показанная летом 2005-го на Венецианской биеннале. В оборудованном вентиляторами узком коридоре дул ветер — то тихо и осторожно, то практически сбивая с ног вошедшего. Художественный месседж действа был прост как пять копеек: мол, искусство обладает силой воздействия, причем не всегда приятного. Два года спустя на премию Кандинского «Провмызой» был представлен похожий проект «Фуга», на этот раз и правда видеоработа: посетители концерта классической музыки вынуждены бороться с внезапно обрушившимся на зрительный ряд ураганом. Муки зрителя виртуального передаются зрителю реальному — при просмотре видео так и хочется присесть и уклониться от стихии.

На деле получается, что термин «видеоарт» характеризует творчество нижегородцев с рядом оговорок. Во-первых, ролики «Провмызы» становятся все более декоративными — если так пойдет дальше, вскоре мы получим отечественный аналог Роберта Уилсона, разве что менее гламурный. Во-вторых, с каждым разом они становятся все ближе к большому кино, и сравнивать «Провмызу» хочется уже не, скажем, с Мэттью Барни, а с творчеством Эйзенштейна. Правда, нижегородцы делают вид, что последнего не существовало вовсе: они сами по-детски наивно пытаются изобрести кинематограф. Прямое тому доказательство — последняя их работа, «Отчаяние». В черном пространстве парят два гигантских экрана. На них зима, темный облетевший куст, ворона и группа бестолковых людей. Люди в панике таскают куст туда-сюда, падают, кубарем скатываются с горы, после чего карабкаются вверх — и так до бесконечности. Из-за резкой вогнутости экранов ощущение падения очень реальное, почти физическое. Чем больше суетятся люди, тем очевиднее, что ключевой персонаж здесь — ворона, невозмутимо взирающая на происходящее. Получается, что обычные для «Провмызы» психофизические ощущения и пресс-релизные рассуждения о вечности и человеческой изоляции в данном случае лишь приманка для зрителя. Мызникову и Проворова куда в большей степени интересует монтаж — вот оно, настоящее искусство. Быть может, ну его, это видео, пора созывать съемочную группу, нанимать актеров и делать настоящее полнометражное кино — про те же психофизические ощущения, например.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все