Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.4

Выставка
Илья и Эмилия Кабаковы

Сеанс погружения в идеалистическое будущее по-советски.
  • Илья и Эмилия Кабаковы – афиша
  • Илья и Эмилия Кабаковы – афиша
  • Илья и Эмилия Кабаковы – афиша
  • Илья и Эмилия Кабаковы – афиша
  • Илья и Эмилия Кабаковы – афиша
Инсталляция

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Лиза Плавинская
7 отзывов, 0 оценок, рейтинг 16
4 сентября 2008

Выставка Ильи и Эмилии Кабаковых — верный признак того, что на российской арт-сцене появился новый игрок. Фонд «Екатерина», Stella Art Gallery, теперь Роман Абрамович и Даша Жукова — последний подход обещает быть наиболее впечатляющим.

В сентябре в Москве состоится целый фестиваль инсталляций Ильи Кабакова. Задействованы лучшие площадки города — Пушкинский музей, Галерея М&Ю Гельман, «Винзавод», новый культурный центр «Гараж». Участвуют самые авторитетные кураторы и искусствоведы — Иосиф Бакштейн, Роберт Сторр, Маргарита Тупицына, Борис Гройс. Похоже, помимо всего прочего, подобный размах объясняется постепенным преодолением общеизвестной настороженности самого известного в мире русского художника по отношению к своей бывшей родине.

Илья Кабаков — главный русский концептуалист, шестидесятник, в своем советском прошлом оформитель детских книжек и активный участник нонконформистского движения. Все его достижения учтены, расклассифицированы и занесены в учебники по искусству. Самое знаменитое из них — жанр тотальной инсталляции, то есть такой инсталляции, которая даже помещение, в котором она расположена, делает неотъемлемой частью себя. Однако главное открытие Кабакова все же политического свойства. В развеселые восьмидесятые, когда художников, не работающих на советскую идеологию, стало не один и не два, а несколько поколений, когда радость интернационального общения буквально захлестнула неформальную художественную Москву, Кабаков был единственным, кто понимал, что всему этому карнавалу необходима структура.

Название инсталляции «Альтернативная история искусств» кажется просто пугающе честным: в свое время Кабаков действительно перекроил эту самую историю, и последние 20 лет русское искусство прожило по написанным им правилам. Но что бы художники Илья и Эмилия Кабаковы ни имели в виду, делая такую инсталляцию сегодня, прошлого не воротишь.

Что же касается мирового сообщества, тут Илья и Эмилия Кабаковы отвечают за фрустрацию. Псевдоидеология совкового быта, в качестве создателя которой стал знаменит Кабаков, постепенно переросла свою узкую советскую специализацию и стала общечеловеческой. Сейчас инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых представляют собой немного грустные, немного страшные объемные истории на тему банальности простой человеческой жизни, лишенные какой-либо географической привязки; что-то восхитительно беспросветное, что так точно было сформулировано восточноевропейской литературой двадцатых готов. В принципе, Кабаков всю свою жизнь каталогизирует самые заурядные вещи: кастрюли, мух, кухонные разговоры. В его мире нет стихий, богов или демонов, но есть сонные праздники и прочие монументы убогой тривиальности. Именно здесь, в этой незыблемости бытового болота, Кабаков находит место своим тихим ангелам, спортивным зайчикам и даже куполу православного собора, собранному из мух, но остающемуся куполом. Искусство Кабакова лишено и красоты, и жестокости, и сентиментальности, и освобождающего формализма его коллег из других стран. Оно очень серьезно и, как и положено русскому искусству, очень литературно, но это литература, насильно возвращенная к праотцам. Одеревеневшая в заборах, проржавевшая вместе с кастрюлями.

Для Москвы эти выставки — огромное событие, невероятный прорыв. Как бы ни относились к Кабакову в российском художественном сообществе, он все равно остается главным русским художником конца прошлого века. И каждый, кто сталкивался с его тотальными инсталляциями в музеях, хочет он того или нет, признает их удивительную пронзительность и способность заставлять задуматься гораздо дольше, чем на пару часов.

0
0

Отзывы

9
А. Новиков
43 отзыва, 47 оценок, рейтинг 35
20 сентября 2008

Если кто не в курсе — территория «Бахметьеского автобусного парка», в котором расположился модный оплот современной культуры «Гараж» давно уже передана в собственность лужковской мэрией Московской еврейской общине. У того соответственно в председателях попечительского совета — Роман Абрамович, а у этого уже в подругах — собственница «Гаража ССС» Дарья Жукова. На территории парка помимо самого центра, еще еврейская школа и несколько построек культурно-общинной направленности. Такая вот нехитрая предыстория обусловливает определенные нюансы. Вместо скучающих бабушек в платках у полотен мрачно прогуливаются секьюрити, сдающие вас с поста на пост. Еврейские волонтеры стерегут картины в просторных залах. Неуловимо ощущение вторжения в чужой личный мир, чужую личную историю. «Альтернативная история искусств» впечатляет своим размахом, здесь понимаешь, что 3 млн. $ потрачены не зря. Три части посвящены соответственно трем художникам — Шолому (Шарлю) Розенталю, И. Кабакову и И. Спиваку, трем эпохам — авангард 20-30х гг., период «оттепели» 60е гг. и постсоветская эпоха — 90е гг. Уместная и изящная штука (шутка) эта выставка. Мистификация, «музей в музее» и ироничное перепрочитывание супрематизма Малевича, Шагала, официальной советской живописи и актуального искусства. Разнообразие форм и знаков — картины, рисунки, скульптура. На полотнах — отражение искусства ХХ века через призму личности самого Кабакова, его смятения и мысли через вымышленных им же персонажей и «направления». Льющийся белый свет, соотношение целого и части, означающее и означаемое. Кабаков, заявляющий, что у него никогда не было учителя, придумывает себе и Учителя, и Альтер Эго и Последователя. И не забывает и про нас, смертных. На полотнах — зрители, рассматривающие картины, представленные в зале. Интерактивные «Запад» и «Восток» - приглашают к комментарию светом — при нажатии кнопки загорается голова одного из участников аукциона Сотбис на огромном полотне «Запад». «Альт...» - безусловно самое сильное, что я видел в этом году. Как кокаин - это тотальный стимулятор мозга, рождающий бесконечную цепь трансформирующихся визуальных образов. «Красный вагон», впервые показанный в 1991 году в Дюссельдорфе — это квинтэссенция увиденного, локус пересечения исторических событий, железнодорожного полотна жизни и частных, бытовых реалий.

2
0
7
Александр Сыромятников
133 отзыва, 381 оценка, рейтинг 147
6 октября 2008

<<Красный вагон>> совершенно правильно разместился: после утомляющих десятков залов со <<стенным>> искусством. Забравшись по очень ненадёжной лесенке, нависающей над хламом (доски, картонки, и прочая мелочь да рухлядь) попадаешь в деревянный вагончик. Там резкий и родной запах дерева в тепле. Помните дачу? Заходишь в деревянный сарай на солнце, а там этот приятный запах! Садишься, смотришь. На стене картина светлого красного будущего, напоминающая футуристическую Москву Каразина. И из припрятанного в шкафу музыкального центра льются удивительно лиричные песни голосами Шульженко и Юрьевой.

Всё. Остальное должно родиться в голове. И когда будете спускаться обратно, вместо этого вас будет занимать вопрос: <<А как бы не грохнуться с этой лестницы>>. Достойное завершение банкета/выставки...

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все