Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
5.6

Выставка
Илья и Эмилия Кабаковы

Инсталляция в стиле экспозиции провинциального советского музея.
  • Илья и Эмилия Кабаковы – афиша
  • Илья и Эмилия Кабаковы – афиша
  • Илья и Эмилия Кабаковы – афиша
  • Илья и Эмилия Кабаковы – афиша
  • Илья и Эмилия Кабаковы – афиша
Инсталляция

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Лиза Плавинская
7 отзывов, 0 оценок, рейтинг 16
4 сентября 2008

Выставка Ильи и Эмилии Кабаковых — верный признак того, что на российской арт-сцене появился новый игрок. Фонд «Екатерина», Stella Art Gallery, теперь Роман Абрамович и Даша Жукова — последний подход обещает быть наиболее впечатляющим.

В сентябре в Москве состоится целый фестиваль инсталляций Ильи Кабакова. Задействованы лучшие площадки города — Пушкинский музей, Галерея М&Ю Гельман, «Винзавод», новый культурный центр «Гараж». Участвуют самые авторитетные кураторы и искусствоведы — Иосиф Бакштейн, Роберт Сторр, Маргарита Тупицына, Борис Гройс. Похоже, помимо всего прочего, подобный размах объясняется постепенным преодолением общеизвестной настороженности самого известного в мире русского художника по отношению к своей бывшей родине.

Илья Кабаков — главный русский концептуалист, шестидесятник, в своем советском прошлом оформитель детских книжек и активный участник нонконформистского движения. Все его достижения учтены, расклассифицированы и занесены в учебники по искусству. Самое знаменитое из них — жанр тотальной инсталляции, то есть такой инсталляции, которая даже помещение, в котором она расположена, делает неотъемлемой частью себя. Однако главное открытие Кабакова все же политического свойства. В развеселые восьмидесятые, когда художников, не работающих на советскую идеологию, стало не один и не два, а несколько поколений, когда радость интернационального общения буквально захлестнула неформальную художественную Москву, Кабаков был единственным, кто понимал, что всему этому карнавалу необходима структура.

Название инсталляции «Альтернативная история искусств» кажется просто пугающе честным: в свое время Кабаков действительно перекроил эту самую историю, и последние 20 лет русское искусство прожило по написанным им правилам. Но что бы художники Илья и Эмилия Кабаковы ни имели в виду, делая такую инсталляцию сегодня, прошлого не воротишь.

Что же касается мирового сообщества, тут Илья и Эмилия Кабаковы отвечают за фрустрацию. Псевдоидеология совкового быта, в качестве создателя которой стал знаменит Кабаков, постепенно переросла свою узкую советскую специализацию и стала общечеловеческой. Сейчас инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых представляют собой немного грустные, немного страшные объемные истории на тему банальности простой человеческой жизни, лишенные какой-либо географической привязки; что-то восхитительно беспросветное, что так точно было сформулировано восточноевропейской литературой двадцатых готов. В принципе, Кабаков всю свою жизнь каталогизирует самые заурядные вещи: кастрюли, мух, кухонные разговоры. В его мире нет стихий, богов или демонов, но есть сонные праздники и прочие монументы убогой тривиальности. Именно здесь, в этой незыблемости бытового болота, Кабаков находит место своим тихим ангелам, спортивным зайчикам и даже куполу православного собора, собранному из мух, но остающемуся куполом. Искусство Кабакова лишено и красоты, и жестокости, и сентиментальности, и освобождающего формализма его коллег из других стран. Оно очень серьезно и, как и положено русскому искусству, очень литературно, но это литература, насильно возвращенная к праотцам. Одеревеневшая в заборах, проржавевшая вместе с кастрюлями.

Для Москвы эти выставки — огромное событие, невероятный прорыв. Как бы ни относились к Кабакову в российском художественном сообществе, он все равно остается главным русским художником конца прошлого века. И каждый, кто сталкивался с его тотальными инсталляциями в музеях, хочет он того или нет, признает их удивительную пронзительность и способность заставлять задуматься гораздо дольше, чем на пару часов.

0
0

Отзывы

7
pitrova
5 отзывов, 6 оценок, рейтинг 3
25 сентября 2008

Кабаков не торкнул, честно. Выставлять сегодня инсталляцию начала 90-х как-то неправильно, это все равно если б Кулик на Верю лаять начал. Туалетно-мушиные смыслы, все эти маленькие люди и мусорные совки кончились, - тогда наверно это было сильно. А седня понятно тока, что Кабаков реальность визуальную не вскрыл и своего не придумал (как Булатов хотя бы). Вся его стилистика - паразитическая (читай: мушиная же), он просто эксплуатировал те стили, которые задавались советским официозом (и которой учили в ДХШ) и в параллельную визуальную реальность так и не выпрыгнул, хотя наверно хотел, даже дыру-очко приготовил, но полета не состоялось (. Ретроспектива просрана, прости Господи.

1
0
3
Александр Сыромятников
133 отзыва, 381 оценка, рейтинг 147
6 октября 2008

Кабаков тут подделывается под форму научного обсуждения. Наверное, наивно думать, что он всего лишь говорит о вырождении науки в том плане, что форма, в которой мысль преподносится, победила саму эту мысль — в научном стиле можно писать и о <<влиянии суховеев на потенцию мухорчатых сусликов на примере казахской степи>>.

Меткий глаз, естественно (куда ж без него, родимого), тут увидит, какие у нас де музеи-то плохие провинциальные, всякую дрянь выставляют, и ни капли стыда! Коммунисты сраные страну довели.

Да действительно, ощущение удалось передать. <<Жизнь мух>>, пожалуй, есть самое унылое из выставленного в рамках этой ретроспективы. Огромные залы с мухами на лесках, чертежах мушиных обиталищ и траекторий их полёты впечатляют только с одной стороны. Так всё скучно, что только и думаешь: <<Какой всё-таки гигантский объём это всё занимает! Как при хранении и перевозке, так и в экспозиции>>. Непонятно только одно, Илья Иосифович и хотел этого добиться, или это его работа вызывает такие ощущения?

0
0
7
А. Новиков
43 отзыва, 47 оценок, рейтинг 35
21 сентября 2008

Мой друг вполне так по-человечески перед заходом на Винзавод мечтал о справлении физиологических потребностей и не был в курсе, куда идет. Ничего не оставалось как ответить ему в утешение: "Не переживай, будет тебе Туалет." Он слегка удивился, увидев прежде отсутствующий сортир совершенно натуралистического советского вида, но все же порывался использовать его по функциональному назначению. И тут оказывается - на тебе, инсталляция, мы посмеялись и пошли иронизировать дальше в Цеха с мухами.
Цивилизация М уже давно и незаметно правит бал. Экономические циклы и политическая жизнь, поэзия и музыка, все вплоть до освоения космоса находится под неустанным мушиным контролем. Ключом к моей личной реконструкции представленного послужили рисунки - в первом зале, где на рисунке зрители разглядывали конфигурацию мушиной иерархии и текст табличного рисунка: "...Это, конечно, проблема: "Вижу - Не вижу. Старая проблема в искусстве: "Я вижу, А ты не видешь ничего...". Мухи пластиковые под потолком, мухи под стеклом, мухи на рисунках, мухи-персонажи - в последних залах меня отчетливо "преследовало" назойливое мушиное жужжание. Жизнь насекомых - Пелевин - пиар - верлибр - Грегор Замза. Потоки ассоциаций и смыслов несутся со всех стен. Что именно - дело, конечно, сугубо личное.
Возвращаясь, тему личного продолжает "Туалет". Интерьер бабушкиной хрущевки, типичный для города районного значения, развернут в клозете. М - половина с бюро, книгами и фотографиями. Ж - половина со спальней и детской кроваткой. В каждой аккуратно три отверстия для нечистот. Я все же склонен видеть в этом пахучую тесноту и бытовую вонь, хотя запаха и нет. Но есть идея.
И последнее, но не в последнюю очередь есть - в интеллектуальной "Игре в теннис", сетами обмениваются Борис Гройс и Кабаков. Подача о зверях и зверином, прием подачи, выход к сетке.
Круг замкнулся.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все