Декоративно-прикладная, Инсталляция |
Маскарады в России как великосветское развлечение, а не эпизод масленичного ряженья, ввел, разумеется, Петр I — и уж тут никого не пришлось наклонять, нагибать и мучить. Придворные балы-маскарады проводились регулярно вплоть до начала ХХ века, последний случился ровно за год до начала Русско-японской войны; потом-то, понятно, стало не до того. Но тогда, в феврале 1903-го, напоследок все было по наивысшему разряду. Императрица Александра Федоровна — в парчовом, прошитом серебряной нитью платье по образцу парадных одежд супруги царя Алексея Федоровича Марии Ильиничны (платье было воссоздано со всем тщанием, хотя жемчуг для украшения использовали искусственный — потому как, во-первых, карнавальный костюм, а во-вторых, вес настоящего жемчуга не выдержала бы и упрямая Александра Федоровна). Княгиня Ксения Александровна была боярыней, князь Голицын — старшим сокольничим; кроме знаменитой коллекции игральных карт по мотивам того бала в коллекции Эрмитажа остались собственно платья и фотографии. Их показывали пять лет назад, к столетнему юбилею события, ретроспективно оцененного теперь как грандиозное и эпохальное, эпоху эффектно закрывающее, — и теперь покажут снова. Остальное пространство первого этажа займут исторические костюмы (например, из коллекции антикварного салона «Сокровища Петербурга») и театральные (например, из коллекции Михаила Шемякина и мастерской «Возрождение», работающей с Мариинкой и Большим театром). Шемякин, кроме того, под занавес выставки прямо в стенах Манежа намерен повторить шествие, которое он устраивал на венецианском карнавале в прошлом году — с гигантами, лилипутами и Анваром Либабовым.
Второй этаж — современный пастиш, петербургская мода. Действительно, что еще нам осталось от прежних маскарадов, не считая пресловутых школьных утренников — только мода от-кутюр. Платье, что шьют исключительно для показов; платье, чтобы надеть один-единственный раз, но это должно быть ни на что не похоже; платье обещающее, намекающее, но и только — чистая видимость.