Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка
Хорасио Гарсиа Росси и группа GRAV

Нарядная геометрическая абстракция.
Живопись

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

7
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
28 апреля 2008

В Эрмитаже странный, если со стороны поглядеть, затык с выставками. Нет, все понятно, мест нет, но… Съезжает Чак Клоуз, и освободившееся место занимает… занимают… Реальным поводом, похоже, служит только один персонаж, его будет больше всего, но есть и еще народ. Похожим образом была устроена два года назад в этих же залах у Салтыковского подъезда выставка «Поиски визуального кинетизма»: итальянские и аргентинские итальянского происхождения художники (прежде всего некто Альберто Биази), к которым явно для приличия прибавили русских кинетистов. Русские кинетисты запомнились похрипываниями и повизгиваниями самодельных механизмов на фоне очень декоративных, несмотря на весь шестидесятнический авангардизм, и броских, как реклама, вещей. Теперешняя выставка «Хорасио Гарсиа Росси и группа GRAV. Геометрия фантастического пространства» — это как продолжение «Поисков визуального кинетизма», только без русских кинетистов; это младшие из авторов той экспозиции, как раз аргентинцы, в Париже 1960-х образовывавшие группу GRAV (Groupe de Recherche d’Art Visuel). Каким образом манифесты тех лет про иллюзионистическую абстракцию как единственно демократичное искусство соотносятся с нынешними ладно упакованными и буржуазно-индивидуалистическими обманками из частных и музейных собраний — будет видно.

1
0

Отзывы

7
Роман Ос(ь)минкин
56 отзывов, 58 оценок, рейтинг 14
4 июля 2008

«Геометрия фантастического пространства» это продолжение выставки "Итальянский кинетизм", проходившей в Эрмитаже в 2006 году.
40 работ художников группы GRAV (Groupe de Recherche d’Art Visuel), от работ 1960-х годов до современных картин. Половина из них – произведения аргентинца Хорасио Гарсии Росси (и это несмотря на то, что символом группы был Хулио Ле Парк, получивший в 1966 году приз за живопись на Венецианской биеннале).
Экспозиция представляет собой одну из разновидностей кинетического искусства под названием оп-арт (optical art). Нет, живопись двухмерная и статичная, но целиком и полностью основанная на зрительных иллюзиях, возникающих при восприятии некоторых конфигураций на плоскости. А зрительная иллюзия есть рефлекс, а не рефлексия. И возникает она еще до всякой сознательной интерпретации, как реакция пальца на ожог.
Этого то и добивались участники группы GRAV, вычерчивая свои математические абстракции. В манифесте "Довольно мистификаций" 1961 года они так и писали: "Больше не должно быть произведений исключительно для: культурного глаза, чувствительного глаза, интеллектуального глаза, эстетского глаза, любительского глаза. Человеческий глаз является нашей исходной точкой".
То есть глаз здесь продолжение самого произведения – он генератор восприятия, а возникающая иллюзия - его продукт. Ломаные линии, круги и треугольники ничего собой не воплощают и не символизируют, а следуют прямиком в сознание - искусствовед не нужен – всё и без него обретает объём и движется благодаря высвобожденной энергии.
Собственно приверженцы оп-арта и кинетизма вручную и выработали те визуальные кунштюки, что стали сегодня «общим местом» компьютерной графики и web-design-а.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все