Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка
Борис Кошелохов

Русский отец международного нью-вейва.
  • Борис Кошелохов – афиша
  • Борис Кошелохов – афиша
  • Борис Кошелохов – афиша
  • Борис Кошелохов – афиша
  • Борис Кошелохов – афиша
Живопись, Графика

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

7
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
14 апреля 2008

Наверное, Кошелохов никогда не менялся. Но вот на седьмом десятке решил компьютер изучить, и тот покорился, и — чудо! — получился ну ровно такой же несгибаемый Кошелохов. Даже если сменил взмахи широкой кистью на движения компьютерной мышкой. Он там еще какие-то эффекты под живопись находил, и получалось совсем неотличимо — понятно, что не живопись, но с первого взгляда ясно, что Кошелохов. Что-то похожее и в то же время ясно отличающееся от развитого неоэкспрессионизма последователей и младших товарищей из числа «Новых художников»; весомо-грубо-зримые архетипы и символы в энергичной и лапидарной обработке, писаные как рубленые, — на то Кошелохов учитель и первопроходец, от такого пусть хоть за версту несет архаикой, как иначе…

В Кошелохове замечательно выразился русский тип правдоискателя, человека до-всего-своим-умом-дошедшего, — это показательно, что он в Ленинград приехал именно в медицинский поступать — как раз из-за правдоискательства, но еще в таком позитивистско-базаровском духе.

И что последнюю правду такой человек нашел в занятии картины писать, делает этому занятию честь; не скажу «профессии», потому что сам Кошелохов в «профессионале» видит характеристику скорее отрицательную. «Я с художниками мало общаюсь. Они такие тупые» — «тупые» тут значит скорее «ограниченные в интересах», чем просто «глупые», но личное отношение Кошелохова к профессиональной среде так понятней. Где раздобыть красок, как продаться в галереи, откуда взять денег на выставку — ему такими вопросами заниматься неинтересно. Мастерская полна картин, где вместо холста использовано что-нибудь вроде диванной обивки или простыни: «Для дела, по большому счету, и краски-то не нужны». Я замираю, догадываясь, чем он сейчас предложит заменять краски, и все же спрашиваю. Точно — кровью и дерьмом предлагает писать Борис Николаевич. Боб, поправляет хозяин. В мастерской, разумеется, у него ничего такого — это, разумеется, больше для пафоса было заявление, чем практический совет поиздержавшимся живописцам; а в общем, почему бы нет. Он в чем-то прав, философ. Другое дело, представить такого в разговоре с галеристом: «Нет, с галеристами я разговариваю вежливо, но обычно устраиваю жестко футбол». Кошелохов принял предложение Anna Nova — пожалуй, самое дорогостоящее признание деятельности галереи за все время.

До сих пор Anna Nova находила подходы к классикам неофициального советского и постсоветского искусства, в галерее побывали с выставками Шинкарев, Фигурина, Китаев, Духовлинов, Матвеева — галерея аккуратно брала по одному, но выдающемуся экземпляру с разных грядок ленинградского андеграунда, из каждого неформального кружка: митьки, газаневщина, ленинградская школа фотографии, новоакадемики. Кошелохова в коллекции Anna Nova определенно не хватало, но не как представителя чего-то там — например, как основателя группы «Летопись», где в 70-е начинали будущие лидеры 80-х, — нет, Кошелохов здесь именно уникум. Вряд ли кто из вышеупомянутых авторов не затруднится с вопросом, когда он стал художником: ну там, в детстве, то-се… Кошелохов назовет точную дату: 2 ноября он нарисовал первую картину, а шел ему тогда 35-й год. До этого он успел побывать уже много кем — санитаром, водителем, строителем, достигнув наивысшего признания в качестве философа из «Сайгона», экзистенциалиста-самоучки. По характеру напоминая шестидесятника XIX века — те тоже были такие хиппаны, — Кошелохов опоздал стать шестидесятником в своем веке, оттого и сошелся с молодежью, которой суждено было заправлять делами уже в следующем десятилетии. На Кошелохова те смотрели как на гуру: человек достиг такого просветления, что, эмигрировав в 1978 году в Италию, спустя несколько месяцев вернулся в СССР — его внутренней свободе ничто не мешало. Так сказать, экзистенциально его творчество — это был чистейшей воды наив, в 70-е наивом как раз очень увлекались; именно так, наверное, «профессионалы» и воспринимали неофита Кошелохова: «Ребенок знает, что если смешать синий цвет с желтым, получишь зеленый, а я тогда и этого не знал. Мне говорят: похоже на Жоржа Руо; а я — кто такой Жорж Руо? — шел искать в библиотеку». Но стилистически — Кошелохов самостоятельно изобрел стиль будущих «новых диких», причем за несколько лет до «новых диких», и после такого говорить о наиве неуместно.

Он, заметим, едва первую картину нарисовал, тут же группу собрал, вот эту самую «Летопись» — искусство уже тогда воспринималось им как род социальной активности. Примерно так же, наверное, он представляет себе свой нынешний большой проект Two Highways — что-то неописуемо громадное, компендиум символики и прочей образности за всю историю человечества: пять тыщ квадратных метров живописи, для чего уже все готово, есть все эскизы, он их показывал лет пять назад в Манеже; сейчас — плюс компьютер, понятно — их стало больше. Нужно только триста тысяч долларов, десять помощников и полгода — но Борис Николаевич, будучи трезвым утопистом, вовсе не собирается тратить время на поиски всего этого: нет и не надо, не Александр Иванов. Он все-таки философ, его большие проекты — это еще и такое продолжительное «думу думаю», если что, обретающее смысл и в одном самом себе.

1
0

Отзывы

7
Роман Ос(ь)минкин
56 отзывов, 58 оценок, рейтинг 14
12 мая 2008

Каждый человек художник – говорит Бойс. Но не каждый об этом знает – заканчивает Кошелохов. Это «знание» пришло к Борису Кошелохову 2 ноября 1976 года (именно тогда он создал свою первую работу маслом) и с тех пор его уже не покидало.
Завсегдатай Сайгона и один из лидеров «второй волны» ленинградского андеграунда, Боб (прозвище Кошелохова в художественных кругах) родился в 1942 г. в Златоусте, что на южном Урале. В 1962 г. переехал в Ленинград, где сменил множество профессий – от электрика до санитара, пока не начал заниматься художественным творчеством. В 1976 году основал группу «Летопись», из которой вышли Тимур Новиков и Елена Фигурина. В 1978 провел несколько месяцев на родине эпохи возрождения, где и прошла его первая индивидуальная выставка. С 1979 года – член Товарищества Экспериментального Изобразительного Искусства (ТЭИИ). В 1981 участвовал в знаменитой «Бронницкой» выставке, а позже исколесил с выставками добрую часть мира.
То, что Кошелохов легенда, не обсуждается. Но легенда не «дней минувших», а сохранившая прежние творческую активность и работоспособность универсальная система. Система не замкнутая, но открытая всему новому. В этом и кроется загадка актуальности художника.
Вот уже много лет Кошелохов работает над проектом Two highways. Этот проект, задуманный изначально из трех стадий: 1200 черно-белых набросков, 6000 пастелей и 5000 м живописи, вступил в свою третью (последнюю ли?) фазу. Аккумулируя в себе всю накопленную культурную память и видоизменяясь прямо в пути, он наглядно демонстрирует всю открытость кошелоховской «системы». Если в 2004 году на выставке в Манеже художник трактовал свои «Two highways» как "Путь земной и путь небесный", то сегодня это просторечные “Два большака”. К живописи примкнула компьютерная графика. К пластическим образам - абстракция.
“Два большака” это преодоление сопротивления пространства. Пространство здесь не только буквальное, но и временное - двухполосный хайвэй длиною в жизнь. Великий переход от себя к себе. Образы архитипичны: земля, вода, воздух, горы, животное. Поэтому они избавлены от излишней рефлексии – они схватываются и тут же выражаются. В следующий раз они будут выглядеть совсем по-другому – ведь это большак. Художник словно говорит нам: и незыблемое может быть зыбким. Вечный двигатель бытия использует любое материальное и метафизическое топливо, потому что остановка невозможна. Остановка – это смерть всего во всём.
Компьютерная графика в этом проекте расширяет концепцию и выводит её из денотатного пространства в символьное. Образы расплываются и приобретают нездешнюю яркость. Теперь они могут быть орнаментом, проекцией, фреской или тотемом. Означаемое произрастает из восприятия, как парейдолическая иллюзия при взгляде на сложный узор.
Живопись Кошелохова зиждится где-то в глубине бессознательного и восходит к примитивизму и экспрессионизму начала ХХ века. Её базис – это эмоция, но эмоция в экзистенциальном смысле - эмоция, как орган восприятия самого важного в нашем бытие. Самое важное является необходимой надстройкой для этого базиса, не позволяя ему вконец истощиться.
- Писать надо - как головой биться об угол, чтобы кровища текла – такие должны быть эмоции. Вот прямая речь художника. А разве станешь биться об угол по пустякам.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все