Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Выставка
Кино и книга

Средняя оценка: 4 из 5

Голосов: 1

Проголосовать
Выставка закончилась
Кино и книга

Михаил Карасик, Андрей Чежин, Игорь Лебедев, Владимир Козин, Дмитрий Сироткин. Фотографии, объекты

Рецензия «Афиши»

Оценка: 4 из 5
Саша Иорданов

117 рецензий · 64 оценки · 41 спасибо

Кино и книга, кино или книга — в этом сравнении и даже противопоставлении есть вроде бы интрига, и непредубежденный зритель как будто чувствует за собой право на удовольствие от пусть даже умозрительного состязания: кто кого заборет, слон или кит. Но если представить зрителя другого — не то чтобы предубежденного, а просто хотя бы чуть информированного, — тот должен вспомнить, что куратор Михаил Карасик — знаток авторской книги русского авангарда, а также книжный коллекционер и сам автор... Показать полностью

Кино и книга, кино или книга — в этом сравнении и даже противопоставлении есть вроде бы интрига, и непредубежденный зритель как будто чувствует за собой право на удовольствие от пусть даже умозрительного состязания: кто кого заборет, слон или кит. Но если представить зрителя другого — не то чтобы предубежденного, а просто хотя бы чуть информированного, — тот должен вспомнить, что куратор Михаил Карасик — знаток авторской книги русского авангарда, а также книжный коллекционер и сам автор многочисленных «книг художника». А значит, говоря коротко, в этом состязании, пусть и умозрительном, заинтересованное лицо. С симпатиями понятно на какой стороне.
В чистом виде кино на выставке появляется дважды. Во-первых, на спецпоказах, где демонстрируют разные образцы советской пропагандистской киноклассики вроде «Шестой части мира» Дзиги Вертова. И что любопытно: эти спецпоказы организованы и, можно даже сказать, навязаны самим музеем; Карасик говорит, что и без них прекрасно бы обошелся. Второй раз кино присутствует как часть присовокупленной к «Кино и книге» выставки Гуннара Калдевая в Малом выставочном зале музея: Калдевай — один из самых успешных авторов artist’s book, поставивший производство «книг художника» почти на поток (во всяком случае на него работает несколько печатных мастерских, предприятие по производству особой какой-то бумаги и т.д.). На выставке среди прочего будет его книга, сделанная по сценарию Владимира Маяковского «Закованная фильмой» — в свое время по этому сценарию был снят фильм с участием Лили Брик и самого Маяковского. И вот чуть ли не единственный, несколько подпорченный экземпляр достался Калдеваю. Он перепечатал отдельные кадры в маленькую книжицу, добавил к ним тексты Брик и Катаняна и оформил все в аккуратную коробку, где кроме книжки с кадрами лежит и доставшаяся художнику кинопленка в железном футляре. То есть кино это посмотреть нельзя, можно посмотреть только на него. Но в виде пленки оно все же имеется.
На этом все. Больше «кина не будет». Кино превращается в фантом, в светящийся дым, в повод поговорить о… все-таки о книге. Популярную цитату про важнейшее из искусств, напоминает Карасик, почти никогда не воспроизводят полностью; очень кстати будет вспомнить, что на самом деле начинается ленинская сентенция посылкой «пока народ безграмотен». То есть важнейшим искусством кино (и там еще цирк) является, но это пока читать не умеют. А как научатся, понадобится вернуться к книге. Выставка так и начинается, с продукта вот такого переходного периода — еще не книга, но уже и не одни только картинки: подборки журналов «СССР на стройке», альбомы «СССР строит социализм», «Рабоче-Крестьянская Красная Армия», «Социалистическая индустрия» — все, что и служило альтернативой кинодокументалистике. Потому что кинотеатры ведь тоже не по щелчку пальцев возникали, их строить надо было, а недостаток пропаганды в это время как-то компенсировать — и компенсировали журналами и альбомами, рассылали по библиотекам, показывали на международных выставках вместо хроники, благо показывать было не стыдно: Трошин, Лисицкий, Степанова, Родченко — гарантированное качество.
Журналы, альбомы, изданные иллюстрированные киносценарии 30-х — это первая, так сказать, археологическая часть проекта. Вторая часть — современная. Со времен «конструкторов книги», Лисицкого и Родченко, книга как визуальный объект сильно деградировала, сохранив всего несколько автономных жанров — как, например, комикс, успешно конкурирующий с телевизором в Японии и США. У нас комиксами занимается мало кто. Вот, например, художник и график Михаил Городецкий. Городецкий представляет два своих комикса, один из которых, сделанный в соавторстве с Марией Касьяненко, показан в двух версиях — печатной и анимированной. Анимация — тоже ведь один из возможных жанров, если речь идет об оцифрованных страницах книг, сменяющих друг друга на экране. Что это, кино или книга? Может, и кино, но только в самом примитивном своем значении «движущихся картинок». Таким анимированием занимался и Карасик, вместе с Ириной Карповой экранизировавший два фотоальбома Лисицкого — «Супрематический сказ про два квадрата в шести постройках» и «Рабоче-Крестьянскую Красную Армию» — плюс собственный альбом литографий «Дворец Советов», тот самый, что год назад показывали в галерее Anna Nova. И, наконец, классическая «книга художника». Ну или не вполне классическая, поскольку половину своих авторов Карасик нашел среди фотографов. Фоторепортаж Игоря Лебедева или концептуальная серия Андрея Чежина — это ведь тоже вопрос, книга или фотография, тут зависит, как подать. Лебедевский «Биг Мак», отснятый в 1996 году на открытии первого в Петербурге «Макдоналдса» и сейчас упакованный в соответствующую коробку, — уже не просто репортаж. Чежинские «Трансформации взгляда» легко представить в качестве книги; но только представить, поскольку это все же не книга — и участие «Трансформаций» в выставке обеспечено одним лишь кураторским волюнтаризмом. Точно как и в случае с фотографической серией Владимира Козина «Лучше увидеть, чем услышать», где лидер «Новых тупых» в более-менее шутовском обличье иллюстрирует разные более-менее сомнительные истины вроде «Лучше нет, чем да» или «Лучше Шилов, чем Глазунов». Иллюстрации к тезису «Лучше книга, чем кино» нет, но и так понятно, что лучше.

Скрыть

Отзывы пользователей

Сюда пока никто не добрался. Оставьте свою рецензию и станьте первым!

Сильный пол «Я не крошка»: как голландка борется с уличными приставаниями с помощью селфи

Реалистичная игра в настоящем подземном убежище

Волшебные игры для всей семьи

Лучшие игры для взрослых и детей

Квест-экзамен на вступление в ряды агентов MIB

«Афиша Daily» публикует фрагменты из книжки Центра авангарда о Доме кооператива Обрабстроя — самого...

Пусть там и не было судей, само участие Оксимирона в англоязычном баттле против Дизастера выглядит...

«Афиша Daily» выбрала 35 наиболее примечательных музыкальных альбомов сентября, снабдив их...

Режиссеры-дебютанты, добравшиеся до проката благодаря программе «Каро.Арт», проходят анкетирование...