Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка
Возвращение Будды

О выставке

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

7
Константин Агунович
761 отзыв, 766 оценок, рейтинг 1033
12 ноября 2007

Китайские археологи, вероятно, самые везучие в мире. Со времен еще Мао что ни год, то сенсация: опять нашли свидетельство величайшей, древнейшей китайской культуры, причем более весомое и замечательное свидетельство, нежели в прошлом году; притом именно там нашли, где и предполагали. Оформляется, конечно, как чистая случайность — «крестьяне копали колодец», «строители ставили фундамент», — но после обязательно обнаруживаются источники, подтверждающие, что да, как раз на этом месте был монастырь или гробница. А из раскопа вынимают вдобавок россыпь монет, вернейших археологических аргументов в пользу той или иной датировки, как будто кто-то в XII веке, заботясь об археологах будущего, собрал горсть монет веков эдак за пять и швырнул в будущий раскоп: держи, наука, следи за руками.

В 1996 году именно такая находка случилась в Цинчжоу, провинция Шаньдун: неподалеку от городского музея — вот удача! — строили спортплощадку и наткнулись на яму, а там — полтораста отбитых голов Будд, полсотни голов бодхисатв и безголовых торсов столько, что на всех бы хватило и еще столько осталось. Большинство — VI века, самая поздняя вещь — династии Северная Сун, начала XI века: пятьсот лет в истории китайской скульптуры враз пополнились высококлассным материалом (некоторые статуи весьма прилично для тысячелетнего пребывания под землей сохранили окраску и позолоту). «Возвращением Будды» называлась и пекинская презентация этой находки (петербургский вариант в чем-то сокращен, а где-то дополнен); из Пекина выставка отправилась на длительные гастроли, так что у реставраторов все никак руки не дойдут хотя бы очистить скульптуры хорошенько, и кое-какие из них по-прежнему чуть заляпаны глиной.

Сорок с лишним голов и торсов из Цинчжоу китайские кураторы решили подкрепить экспонатами из городского музея Тяньцзиня, двумя десятками изделий керамики и фарфора и десятком шелковых свитков канонических жанров — главным образом, шань-шуй («горы и воды») и хуа-няо («цветы и птицы»), — включая фирменные заросли бамбука у ручья, изображенные быстрой экспрессивной кистью самого известного здесь автора, легендарного нищеброда Сюй Вэя.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все