Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
5.2

Выставка
"Новый Свет. Три столетия американского искусства".

О выставке
  • "Новый Свет. Три столетия американского искусства". – афиша
  • "Новый Свет. Три столетия американского искусства". – афиша
  • "Новый Свет. Три столетия американского искусства". – афиша
  • "Новый Свет. Три столетия американского искусства". – афиша
Историческая

Как вам выставка?

Рецензия Афиши

?
Александра Рудык
456 отзывов, 474 оценки, рейтинг 573
14 июля 2007

Люди склонны все упрощать. Если поэт, то Пушкин, если фрукт, то яблоко. При словах «американское искусство» первым на ум приходит Уорхол. Затем, в связи с недавней рекордной продажей на аукционе, Поллок. Если поднапрячься еще, вспоминаются Марк Ротко, Раушенберг и Джаспер Джонс — вот, пожалуй, и все. Получается такая нехитрая картина, ограниченная всего лишь XX веком. Но, наверное, и для американцев русское искусство — это только Кандинский и Малевич.

Два года назад в Нью-Йорк привезли выставку «Россия!» — ретроспективу русского искусства с XVIII по XXI век. Благодаря ей американцы выучили имена Репина, Левицкого, Кипренского и прочих. Пришло время сделать ответный реверанс. Фонд Соломона Гуггенхайма привез в Пушкинский музей ретроспективу американского искусства за те же века — «Новый Свет. Три столетия американского искусства». Четыре из шести разделов выставки — искусство традиционное, существование которого для основной части россиян до сих пор было тайной. Оказывается, в Америке рисовали парадные портреты (Копли) в духе английских портретистов, пейзажи реалистические (Черч) и романтические, охотничьи, в розовых тонах (Чарлз Рассел), темные портреты под Рембрандта (Беллоуз) и еще много всякой всячины по полному списку основных стилей из «Малой истории искусств». К концу XVIII — началу XIX века художники стали бунтовать, отвергая все национальное и приветствуя зарубежное. Как и русские авторы, американские отправились учиться за границу, только Италии и Франции они предпочитали Германию и Англию, хотя и Париж очень любили. Отсюда Сарджент, изображающий парижскую нищенку, и глава «школы мусорных урн» Роберт Генри, рисующий толстых китаянок, посылая «к черту художественные ценности». Потом начинается собственно XX век: теперь уже европейцы стали переезжать в Америку — и понеслось. Появились Джорджия О’Киф и Марсден Хартли с пронумерованными композициями и прочие кубисты и абстракционисты. В общем, все как у всех.

Настоящий же расцвет приходится на следующий период, фигурирующий на выставке под названием «Процветание и разочарование»; возникает абстрактный экспрессионизм, полностью отказавшийся от изображения формы (пожалуй, первое, что сделали американцы, не глядя на зарубежные образцы); появляются старые знакомые — Поллок, Ротко и Кунинг. Абстракционисты следующего поколения — вроде Раушенберга и Джонса — к холстам и краскам добавляют бытовые предметы и вырезанные из газет буквы. Возникает поп-арт с певцом кока-колы и супа Сampbell Энди Уорхолом. Параллельно выступают мастера световых инсталляций: Флэвин с двумя неоновыми лампами, названия которым не нашлось, и Науман, воспевающий «неоновую вывеску, которую никто не воспевает» — буквально так называется его работа. Концептуалист Руша рисует «Обратную сторону Голливуда» — голливудские холмы с надписью «doowilloH». Художник Андре делает напольную медную пластину, состоящую, в свою очередь, еще из 100 пластин. Хорошо бы завершить этим напольным покрытием выставку, было бы очень символично: 100 произведений выставки равняются 100 пластинам инсталляции, концепция победила над ремеслом. Но нет, есть еще один раздел о глобализации. И тут уже, под занавес, собрано всего до кучи без разбору: и фотография ковбоя работы одного из самых дорогих фотографов Ричарда Принса, и огромное монументальное полотно неоэкспрессиониста Салле, и еще множество всяких картин, благодаря которым окончательно вроде бы побежденное в предыдущем разделе живописное ремесло вновь возникает в огромном масштабе и количестве.

0
0

Отзывы

7
Инна
4 отзыва, 3 оценки, рейтинг 5
23 августа 2007

Выставка, конечно, не поразила, но посмотреть стоит. Вот тут все ругают американское искусство. Однако ж, картины Уорхола почему-то продают за 25 млн.долл.

0
0
5
moslife
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг 0
21 августа 2007

Замечательная экспозиция: более наглядного, классифицированного, прокоментированного процесса деградации культуры еще не встречалось. Такое необходимо показать. Возможно, этот контраст (на фоне постоянной экспозиции) научит кого-то отличать талантливое от бездароного.

0
0
3
iloveglamour
1 отзыв, 2 оценки, рейтинг 0
11 августа 2007

Выставка оставила меня равнодушным. С технической точки зрения то, что можно назвать академическим искусством (портреты, пейзажи), выполнено здорово, но без сюрпризов и неожиданных ходов. Далее (если следовать временным рамкам каждого из залов) начинается отклонение от канонов классической живописи, но не так уж чтобы очень сильно. Та часть выставки, что отвечает за XX век и еще хоть как-то известна в России (в плане имен), опять же промах: из Уорхола выбрали не очень привлекательную работу, от Лихтенштейна - черезчур известную.
В итоге, в каждом из шести залов мне понравилось не более одной-двух картин. Скорее всего, я просто не понимаю живопись и современное искусство. В любом случае, спасибо организатором за то, что дали утвердительный ответ на вопрос "Было ли и есть ли искусство в Америке?"

0
0
?
Chetan71
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
3 августа 2007

Эх, Америка! И все-то в ней есть, и даже король с королевой! Помните эту песенку группы «Eurithmics»? Конечно, в Америке много чего есть, но вот с искусством там проблема. Искусство было в Америке до 1492 года, а потом оно планомерно изводилось, удалялось, выжигалось, вырезалось и пряталось в самые дальние углы. И то, что теперь принято называть американским искусством, всего лишь тоска, ностальгия несчастных переселенцев по своей Родине. Они изо всех сил подстраивались к новым условиям, пытаясь создать что-то новое, великое и грандиозное. Однако от всего этого так и веяло нафталином из шкафов бабушки Европы. Иногда смущенно, иногда чуть с большим напором они пытались слиться с коренной американской культурой, но и из этого ни чего не вышло. В результате коренное искусство слегка «побелело» и подернулось тонким налетом европейской плесени. Оно, преданное забвенью, несколько веков пылилось в отгороженных колючей проволокой темных чуланах Америки. Потом про него вспомнили и решили вынуть на свет. Однако ни какие гуманитарные программы, благотворительные фонды и организации не в силах вернуть ему былые краски, звучание и величие. Оно, в прошлом живое, убито запахом европейского нафталина. Бизоньи шкуры заменили на армейские одеяла, навахские ковры запестрели арабесками, иглы дикобразов на вышивках вытеснили венецианским бисером, вместо хлеба из синей кукурузы предлагаются гамбургеры...
По этому, говоря об американском искусстве, мы можем говорить лишь о ностальгических попытках втиснуть Великий Каньон в рамки барочных виньеток.

0
0
7
rblgblnka9l
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 0
29 июля 2007

«Новый Свет. Три столетия американского искусства» - бросился в глаза подзаголовок статьи нового номера "Афиши". "Искусство? мм... Какое там искусство? Гамбургеры? или Статуя свободы? Пожалуй, последняя достойна так называться, но она вовсе не является шедевром американцев. А первые не потянут на столь высокое звание даже в моем самом стршном кошмаре..." - так я размышляла и пришла к выводу, что не знаю об искусстве америки ровным счетом НИЧЕГО. На следующее утро я схватила в охапку журнал "Афиша" (чтобы прочесть ту самую статью по дороге), студенческий и проездной и отправилась изучать выставку.
В музее изобразительных исскуств им. А. С. Пушкина я была впервые, потому многое для меня было новым. приветливые сотрудники музея направляли в нужную сторону. Я приехала с утра, часов в 11, очередь в кассу уже собралась, оглянулась: вокруг, как обычно, туристы и пожилые люди. Молодежи было меньше. Родителей с детьми и влюбленные пары я увидела уходя, ближе к обеду. Античные скульптуры и архитектура заставили в очередной раз восхититься. "Стоп... - подумала я, - рыж, не забывай, ты на выставку пришла, не мешай все сразу". "О боже! Что это за рекламный щит во всю стену в музее?!" - недовольно удивилась я. Оказалось это был один из экспонатов: "Ниагара" Джеффа Кунса. В нескольких залах было представлено около сотни различных картин, фотографий разных эпох: Колонизация и восстание (1700 - 1830), Экспансия и разделение (1830 - 1880), Космополитизм и патриотизм ( 1880 - 1910), Модернизм (1915 - 1945), Мультикультурализм и глобализация ( 1980е - до наших дней). В целом выставка мне очень понравилась. По крайней мере, я смело могу сказать, американцы знамениты не одной только "Сетью бесплатных сортиров". Особое внимание привлекли "Сьерра-Невада" Альберта Бирштадта, "Ньюберипортские болота" Мартина Джонсона Хида. У картины "Сумерки" Джорджа Иннеса я застыла на несколько минут - так захотелось оказаться там. Яркая, эмоциональная "Девочка в красном платье" Эммии Филлипс очаровала меня своей искренностью. С интересом я разглядывала "За чтением новостей" Кристиана Мэйра, где люди читали газету ( все-таки мне это близко, будущий журналист как-никак). Статую свободы изобразил Эдвард Моран (очень броско получилось). Бруклинский мост во всей своей красоте предстал на одноименном полотне Эрнеста Лоусона. А "Парижская нищенка" Джона Сингера Сарджента" выглядела просто очаровательно. Совсем не справедливой мне показалась "Белая справедливость, или справедливость по-американски" Джо Джонса. Неоновая вывеска, которую "никто не воспевает" и "Оранжевая катастрофа" так и стоят перед глазами. Спасибо организаторам, для меня выставка была неким открытием. И хотя книг отзывов пестрила записями "Зачем?!", "Банально", "Теперь стану ценить русское искусство вдвое больше" "Имеет место быть, но стоит ли смотреть?!", а стоявшие неподалеку от меня муж и жена обменивались мнениями: "американцы - пустой народ", я считаю, что не зря потратила свое драгоценное время.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все