1 июля 2022 года в Музее «Новый Иерусалим» открылась выставка «[НE]СУРОВЫЙ СТИЛЬ», которая объединяет более 70 произведений советского искусства 60-70-х годов из собрания музея, треть из которых выставляется впервые. Проект показывает все многообразие существующих тенденций в искусстве шестидесятников. Среди представленных мастеров — Игорь Купряшин, Александр Подколзин, Николай Андронов, Дмитрий Жилинский, Лев Тюленев, Наталья Сорокина и другие.
Искусство «шестидесятников» в последнее время вызывает все больший интерес исследователей и зрителей. Пример тому — прошедшая в 2017 году в Третьяковской галерее масштабная выставка «Оттепель». Выставка включала работы мастеров так называемого «сурового стиля» и демонстрировала произведения художников зарождающего в то время андеграунда.
Мастера «сурового стиля» создавали образы, лишенные украшательства и лакировки действительности, герои их полотен, написанных в скупой цветовой гамме, — мужественные люди, чья профессия сопряжена с тяжелым трудом, а зачастую и риском. Название выставки вступает в диалог с существующем определением стиля шестидесятников, но не противоречит ему, а дополняет, существенно расширяет представление о творчестве мастеров этого времени. Параллельно «суровому стилю» и нонконформизму в русском искусстве существовала устойчивая поэтическая линия, которая не прерывалась и в годы мощного идеологического давления, каким был период 1930-1950-х годов. Само понятие «суровый стиль» может характеризовать лишь краткий период советского искусства, вскоре даже главные его представители обратились к поиску более сложного пластического языка и темам, представляющим мир в его многообразии.
Задача выставки — показать многообразие существующих тенденций в искусстве шестидесятников, особо выделить эту поэтическую линию, которая, как правило, пропускается при создании выставок, но при этом она оказала влияние на последующее поколение советских художников.
Работая в традиционных жанрах, обращаясь к «вечной» тематике, художники «несурового стиля» создавали образы полные поэтики, а порой метафоричности и символизма. Большое значение в создании образов имело «открытие» мастерами русской провинции, Севера, а также иконописи и искусства Серебряного века. Зритель увидит, как после засилья описательности и литературщины, преобладающей в полотнах 1940-1950-х годов, живописи возвращался ее специфический язык, главным в котором является цвет, композиционно-пространственное построение, фактура. Показывая круг авторов, из которых, строго говоря, не всех можно причислить к поколению шестидесятников, выставка дает возможность представить очень важное для национального самосознания направление.