Выставка Константина Кузнецова (1863–1936), организованная Нижегородским художественным музеем (НГХМ) совместно с Фондом содействия сохранению творческого наследия художника, во многом необычна, как необычна и даже уникальна судьба самого живописца, получившего известность и признание в Европе, но практически незнакомого российскому зрителю.
«Русский парижанин», коренной нижегородец по рождению, он оказался единственным из отечественных художников, кто столь полно и органично воспринял и продолжил традицию французского импрессионизма и постимпрессионизма. Оценивая его творчество, критики ставили его работы в один ряд с такими мастерами, как Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар и Анри де Тулуз-Лотрек. Подчеркивая его глубокую приверженность выбранному методу даже в 1930-е годы, критик Франсуа Тьебо-Сиссон назвал его «последним рыцарем импрессионизма».
Экспозиция, построенная по географическому и хронологическому принципу, отражает широту творческого диапазона мастера, своеобразие его живописной манеры, сочетавшей в себе опыт импрессионизма и собственного «внутреннего видения мира». Она позволяет проследить основные этапы его деятельности, начиная от ранних работ, созданных в России и в первые годы пребывания за границей, до зрелых произведений, посвященных изображению природы излюбленных художником мест – Бретани, Нормандии, легендарному в истории импрессионизма острову Бель-Иль, а также городскому пейзажу Парижа и видам его окрестностей.
Экспонаты выставки предоставлены для показа в НГХМ Фондом содействия сохранению творческого наследия Константина Павловича Кузнецова, основанным в 2015 году предпринимателем и коллекционером Андреем Щербининым. На протяжении нескольких лет Фонд ведет научную, реставрационную, просветительскую работу, занимается сохранением и восстановлением произведений мастера. В 2018 году издана первая в отечественном искусствоведении монография о художнике, оцифрован его архив – картотека произведений, составленная внучкой Кузнецова Моник Вивье-Брантом. В результате работы Фонда в Россию вернулась большая часть творческого наследия Кузнецова: около 300 картин, 100 графических работ и архив художника.
Сегодня происходит переосмысление роли и значения Константина Кузнецова в истории русской живописи. В отечественной культуре открыто имя, сопоставимое с именами известных художников-импрессионистов, в чем смогут убедиться посетители выставки, познакомившись с произведениями, в которых органично сочетается национальная и европейская традиции.